nachodki.ru интернет-магазин

Главная страница / Участие Платформы в мероприятиях авиационной отрасли в 2017 году

 

Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях
(совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2017 году

 

26 июля 2017 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Конференции по вопросам организации взаимодействия компаний с государственным участием с инновационным бизнесом, проведенной Министерством экономического развития Российской Федерации. Основными участниками мероприятия стали государственные компании – ГК «Роскосмос», ГК «Ростех» и ОАО «РЖД», а также малые и средние компании - победители проекта «Национальные чемпионы» («Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров»), определенные в 2016 году. На мероприятие также были приглашены представители инновационных территориальных кластеров, получившие финансовую поддержку в 2014-2016 гг., и представители технологических платформ.

Для Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» наибольший интерес представляла работа дискуссионной площадки ГК «Ростех», на которой присутствовали руководители инновационного блока ГК «Ростех» и ее дочерних холдинговых компаний, а также компании - победители конкурсного проекта Минэкономразвития России «Национальные чемпионы», которые представляли свои наработки и компетенции по направлениям «Софт», «Электроника и приборы» и «Материалы и иные направления». Среди компаний и проектов, представленных на дискуссионной площадке, наибольший интерес для нас вызвали следующие компании:

  • АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» (г. Дубна»);
  • АО «Диаконт»;
  • ЗАО «МТЛ»;
  • ООО «Т8»;
  • ГК «ССТ»;
  • АО «РТСофт»;
  • ГК «НПО «УНИХИМТЕК»;
  • ООО «РАМ»;
  • ООО НТЦ «Приводная техника».

На текущий момент коллеги из Минэкономразвития России любезно предоставили контакты ответственных сотрудников данных компаний, а также ссылку на презентации, представленные на мероприятии (https://yadi.sk/d/GiBLtyi33LEZvU).

Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть компетенции (наработки), представленные данными компаниями, и в случае заинтересованности вступить с ними в информационное взаимодействие. Со своей стороны, аппарат Технологической платформы готов представить интересующую информацию и оказать содействие в продвижении совместных перспективных проектов (направлений работ).

С 17 по 23 июля 2017 г. в г. Жуковском проходил Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. Наряду с обширной летной программой и статической экспозицией из различных летательных аппаратов, в рамках салона состоялось большое количество тематических мероприятий – конференций, презентаций, круглых столов.

Технологическая платформа также принимала активное участие в работе салона, как в рамках общероссийского, так и международного сотрудничества. На фото слева – один из представителей китайской делегации, руководитель департамента международного сотрудничества компании AVIC Composite Ш.Ю. Ма, выпускник аспирантуры ФАЛТ МФТИ 1994 г., а также бывший руководитель кластера Pole Pegas (в настоящее время – директор частной компании, занимающейся разработкой перспективного двигателя для малой авиации) Ж.-Ф. Буассон (Франция).

Особо интересными и полезными для Технологической платформы стали следующие тематические мероприятия:

  • Круглый стол «Ведущие ученые - предприятиям космической и авиационной отрасли» (организаторы – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУП «ЦАГИ», ООО «Инконсалт К»; 18 июля 2017 г.);
  • Круглый стол «Стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации» (организатор – ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»; 19 июля 2017 г.);
  • Научно-практическая конференции «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов» (организатор – ФГУП «ГосНИИАС»; 20 июля 2017 г.);
  • Презентация перспективного самолета малой авиации ТВС-2ДТС (организаторы – АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ФГУП «СибНИА им.   С.А. Чаплыгина»; 21 июля 2017 г.).

В рамках авиационно-космического салона представители Технологической платформы провели ряд рабочих встреч и совещаний по вопросам организации взаимодействия и реализации перспективных проектов, а также посетили наиболее интересные для Технологической платформы стенды и статические экспозиции.

С обзором наиболее интересных и перспективных для развития в рамках деятельности Технологической платформы мероприятий и проектов, состоявшихся и представленных на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, можно ознакомиться далее по тексту.

21 июля 2017 г. (МАКС-2017) Представители Технологической платформы приняли участие в мероприятии «Презентация перспективного самолета малой авиации ТВС-2ДТС» (организаторы – АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»). Модератором мероприятия выступил Главный инженер - Первый Заместитель Управляющего директора АО «Улан-Удэнский авиационный завод» С.В. Соломин. Основные выступления были представлены специалистами ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», которые охарактеризовали особенности конструкции и ожидаемые летно-технические характеристики перспективного самолета, к которым в частности относятся:

  • обеспечение взлетно-посадочных характеристик с минимально короткими разбегом и пробегом после посадки;
  • увеличение крейсерской скорости полета до 350 км/ч;
  • увеличение максимальной дальности полета до 4 200 км;
  • увеличение коммерческой нагрузки до 3 500 кг;
  • установка ВСУ в качестве дополнительной тяговой СУ;
  • возможность выполнения полетов днем и ночью, в т.ч. в сложных метеоусловиях;
  • возможность эксплуатации в северных широтах;
  • безангарное хранение.

Некоторые участники мероприятия подняли дискуссионный вопрос о возможностях продления эксплуатации существующего парка самолетов Ан-2 (ремонта, продления ресурса, сертификации, модернизации). Представляющий разработчиков нового самолета Генеральный директор ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» В.Е. Барсук максимально корректно ответил на большинство поставленных вопросов.

Для Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» создание (развитие) летательных аппаратов для легкой и малой авиации является одним из приоритетных направлений деятельности (см., в частности, http://www.aviatp.ru/newturn). Рассматривая перспективы самолета ТВС-2ДТС, с сожалением приходится констатировать, что в развитии проекта недостаточное внимание уделяется вопросам независимой оценки уровня научно-технического совершенства проекта, организации взаимодействия с потенциальными заказчиками (эксплуатантами), разработке и развитию российских двигателей, комплексов бортового радиоэлектронного и другого (общесамолетного) оборудования.

В рамках посещения авиационно-космического салона представители Технологической платформы провели ряд встреч и рабочих совещаний по вопросам организации взаимодействия и реализации перспективных проектов, а также посетили наиболее интересные для Технологической платформы стенды и статические экспозиции.

Среди проведенных рабочих встреч стоит выделить совещание с руководителем направления авиационно-комических технологий Внешэкономбанка У.Ю. Денисовой, на котором рассматривались вопросы организации взаимодействия между Внешэкономбанком и Технологической платформой. В числе стендов (экспозиций), представляющих наибольший интерес для Технологической платформы, следует отметить:

  • развитие авиационного кластера г. Жуковский;
  • павильон и стенды ведущих компаний ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (проекты самолетов МС-21-300, Ил-114-300; возможности 123 авиаремонтного завода по ремонту самолетов Л-410 УВП-Э);
  • развитие силовых установок (двигатель LEAP-1 компании «CFM International»; двигатель ПД-14, стенд АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»; заготовки для элементов двигателя ПД-14, стенд ОАО «ВИЛС»; комплект формоообразующих элементов для пресс-формы для изготовления лопатки, напечатанной методом селективного лазерного спекания, стенд ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • развитие бортового радиоэлектронного оборудования (стенды дочерних компаний АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»; авиационная система наблюдения «Открытое небо» разработки АО «Концерн «Вега», стенд АО «Росэлектроника»);
  • разработки (проекты) в области аэронавигационного обеспечения и беспилотных летательных аппаратов (стенды дочерних компаний ГК «Ростех» – оборудование аэродромов совместного базирования разработки АО «Челябинский радиозавод «Полет»; автоматизированный радиотехнический комплекс миллиметрового диапазона волн для беззондового определения параметров атмосферы в реальном масштабе времени, мобильная аэрологическая станция разработки АО «ЦКБА»; система автоматической посадки БПЛА разработки АО «ЦНИИАГ»);
  • информационные системы и услуги, предоставляемые ФГУП «ЦАИ» (аэронавиционный планшет летчика, аэронавигационная база данных для портативных авиационных GPS-приемников);
  • проекты летательных аппаратов легкой и малой авиации (самолеты «Мурена» компании «МВЕН», МАИ-411 разработки ОСКБЭС МАИ; легкий вертолет «Орлан», разрабатываемый за счет средств частного инвестора из г. Перми).

20 июля 2017 г. (МАКС-2017) Представители Технологической платформы приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов» (организатор – ФГУП «ГосНИИАС»).

С основным докладом на конференции выступил Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», Первый заместитель Генерального директора, академик Российской академии наук Е.А. Федосов.

В докладе Е.А. Федосова были представлены основные направления формирования научно-технического задела в области бортового оборудования перспективных воздушных судов:

  • динамика изменения характеристик авионики (по функциональности, по количеству строк кода, удельной стоимости разработки ПО);
  • перспективная архитектура КБО на базе распределенной модульной авионики;
  • развитие радиосистем по концепции ИМА;
  • интегрированная система интеллектуальной поддержки экипажа;
  • интегрированная система управления техническим состоянием (в т.ч. бортовое оборудование);
  • бортовое устройство сопряжения (на базе стандарта ARINC 759);
  • анализ бортовых авиационных интерфейсов;
  • оптимизация управления ВС ГА в целях повышения безопасности полетов;
  • решение задачи посадки в аэропорте назначения в заданное время в заданное время с гарантированной точностью в 5 с;
  • отказоустойчивые составные широкоформатные индикаторы;
  • сенсорные индикаторы и пульты;
  • синтезированное и улучшенное видение;
  • навигация в зоне аэродрома;
  • создание единой технологической среды проектирования и интеграции бортового оборудования;
  • развитие нормативных и методических документов поддержки процессов разработки для сертификации КБО;
  • автоматизированные сквозные технологии проектирования;
  • создание российской операционной системы реального времени;
  • стендовая отработка (стенд прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа, стенд «Электронная птица», стенд «Железная птица»).

Участниками конференции был задан ряд вопросов, касающихся возможностей практического применения результатов работ по созданию научно-технического задела – в частности, со стороны Технологической платформы был задан вопрос о сроках создания модернизированной версии авионики для перспективного российского самолета МС-21, упомянутой в докладе. Отвечая на поставленный вопрос, Е.А. Федосов, отметил, что при условии оптимального финансирования на это потребуется от 3 до 5 лет. Рабочее обсуждение доклада с участниками конференции выявило ряд проблемных вопросов, требующих более детального рассмотрения, в частности, вопроса о возможностях эксплуатации и технической поддержки российской операционной системы проектирования комплексов бортового оборудования, создаваемой за счет средств федерального бюджета.

19 июля 2017 г. (МАКС-2017) Представители Технологической платформы приняли участие в работе Круглого стола «Стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации» (организатор – ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»).

С общей информацией о разработке Стратегии развития аэронавигационной системы Российской Федерации (цели, задачи и организация разработки Стратегии развития АНС России) выступил Заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Е.В. Мельников. С докладом о роли и значении аэронавигационной системы начальник Отдела аэронавигационного обеспечения Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранс России Д.А. Степанко. В рамках круглого стола также состоялись выступления представителей общественных организаций различных групп пользователей воздушного пространства, а также отдельных авиакомпаний.

К сожалению, представленные в рамках мероприятия материалы о проекте Стратегии развития аэронавигационной системы Российской Федерации не позволяют выявить наиболее перспективные технические и технологические решения, необходимые для реализации Стратегии; определить наличие разработок и компетенций, имеющихся в Российской Федерации; оценить затраты, необходимые для реализации Стратегии. Учитывая значимость данного направления для развития авиации и авиационной деятельности в Российской Федерации, Технологическая платформа планирует в дальнейшем более интенсивно участвовать в развитии данного направления, в том числе в части взаимодействия с Минтрансом России, Росавиацией, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», пользователями воздушного пространства, другими заинтересованными организациями.

18 июля 2017 г. (МАКС-2017) Представители Технологической платформы приняли участие в работе Круглого стола «Ведущие ученые - предприятиям космической и авиационной отрасли» (организаторы – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУП «ЦАГИ», ООО «Инконсалт К»). Модератором мероприятия выступил Генеральный директор ОАО «МАЦ» В.И. Довгий.

На мероприятии были представлены проекты - победители конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации по постановлению Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», направленному на привлечение ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации, а также создание научных лабораторий, способных конкурировать с ведущими лабораториями мира (так называемые «мегагранты»).

Мероприятие было весьма полезным для Технологической платформы с точки зрения более детального знакомства с проектами, поддержанными Министерством образования и науки Российской Федерации, оценки возможностей применения полученных результатов в авиастроении и смежных отраслях. Среди проектов (исследовательских лабораторий, научных и экспериментальных установок), представленных на мероприятии, наибольший интерес для Технологической платформы вызвали следующие проекты (лаборатории, установки):

  • Возможности использования ультрамелкозернистых легких сплавов в авиакосмической промышленности (организация – Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова; руководитель – С.В. Добаткин; основные выводы – интенсивная пластическая деформация алюминиевых сплавов приводит к измельчению зерен вплоть до наноуровня. Структура характеризуется относительно высокой плотностью дислокаций, неравновесными границами зерен и измененным фазовым составом. Такая структура обуславливает очень высокую прочность при удовлетворительной пластичности; показана возможность одновременного повышения механических и эксплуатационных свойств объемных нано- и субмикрокристаллических легких сплавов; в настоящий момент использование интенсивной пластической деформации ультрамелкозернистых легких сплавов наиболее перспективно в качестве полуфабриктов для дальнейшей формовки);
  • Лаборатория неорганических наноматериалов (организация – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; руководитель – Д.В. Гольберг; наиболее значимые результаты – получены опытные образцы композитов Al-BN с плотностью 2,5 г/см3 и высокой прочностью на растяжение – 420 и 170 Мпа (при t=200С и t=5000С соответственно; при комнатной температуре достигнутые значения выше прочности некоторых марок конструкционных сталей);
  • Термоустойчивые композитные материалы для промышленного применения на основе термопластов (Лаборатория «Многомасштабное экспериментальное исследование и моделирование полимерных композитов на основе перспективных термопласт для промышленного применения»; организация – Институт высокомолекулярных соединений РАН; руководитель – Х.М. Кенни; наиболее значимые результаты – разработаны новые методы получения нанокомпозитов на основе полиимидов, полиэфирэфириректона, полифениленсульфона и других термопластичных полимеров. При помощи многомасштабного компьютерного моделирования исследовано влияние химического строения полимерной матрицы, типа и количества вводимого нанонаполнителя на свойства материалов. В рамках проекта установлено, что на механические свойства композитов влияет кристаллизация полимерной матрицы, что связано с анизатропией свойств матрицы вблизи частиц наполнителя);
  • Лаборатория легких материалов и конструкций (организация – Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого; руководитель – В.Г. Михайлов; наиболее значимые результаты – разработан новый композиционны материал с углеродными наноструктурами. Преимуществом материала является его высокая прочность (до 900 МПА), а также однородность свойств. Усовершенствован процесс сварки трения с перемешиванием (сварка происходит без плавления материала), что позволило внедрить его в производство высокотехнологичных изделий в вагоно-, судо- и авиастроении и применить для разработки материалов со структурированными поверхностями);
  • Экспериментальное исследование деформационных, прочностных и усталостных характеристик перспективных конструкционных материалов, построение теоретических моделей для описания их свойств и проведения расчетов (Научная лаборатория механики перспективных конструкционных и функциональных материалов; организация – Пермский национальный исследовательский политехнический университет; руководитель – Е.В. Ломакин; наиболее значимые результаты – разработаны методики комплексного экспериментального изучения поведения металлов, сплавов и композиционных материалов при сложных термомеханических воздействиях. Получены новые данные о процессах деформирования, накопления повреждений и разрушения авиационных сплавов, волокнистых полимерных композитов и элементов конструкций. В частности, получены результаты оценки влияния эксплуатационных факторов на характеристики современных композиционных материалов авиационного назначения; получены новые данные о многоцикловой усталости и закритическом деформировании сталей и сплавов в условиях сложного нагружения);
  • Лаборатория искрового лазерного спекания (организация – Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; руководитель – Р.С.М. Торрсесильяс; наиболее значимые результаты – получены передовые научные результаты в области создания новых композитных керамических материалов для различных применений, в том числе для инновационных режущих пластин);
  • Лаборатория лазерных аддитивных технологий (организация – Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ; руководитель – М. Шмидт; наиболее значимые результаты – разработана полная 3D-математическая модель коаксиальной лазерной наплавочной головки, учитывающая динамику газо-порошковых потоков в головке и вблизи обрабатываемой поверхности, взаимодействие лазерного излучения с подложкой, термодинамические процессы в ванне расплава; путем математического моделирования и высокоскоростной шлирен-визуализации получено 3D-распределение векторов скорости газо-порошковых потоков на выходе сопла лазерной головки и вблизи обрабатываемой поверхности. Определены траектории движения наплавляемых частиц в зависимости от их фракционного состава и плотности; разработана и экспериментально апробирована система автоматической стабилизации температуры ванны расплава на поверхности обрабатываемого изделия; исследовано пространственное распределение атомов, молекул и частиц вблизи обрабатываемой поверхности методом теневой спектральной визуализации);
  • Использование современных суперкомпьютеров для теоретического моделирования и ускоренной разработки новых материалов (Лаборатория моделирования и разработки новых материалов; организация – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; руководитель – И.А. Абрикосов; наиболее значимые результаты – открыт качественно новый тип электронного перехода в материалах, возникающий при высоком давлении из-за пересечения внутренних электронных орбиталей в атомах (на примере осмия). Предложена новая модель, позволяющая применять методы молекулярной динамики для моделирования роста нанокластеров в плазме. Разработана концепция влияния эффектов легирования на упругие свойства новых жаропрочных сплавов на основе NiAl; концепция подтверждена экспериментально. Усовершенствованы методы моделирования свойств материалов в условиях их технологических применений, проведена их апробация для моделирования ряда конструкционных материалов, в т.ч. сталей и сплавов на основе Ti, а также осуществлена верификация на основе сравнения с экспериментом);
  • Роботизированная ультразвуковая томография композиционных материалов (Международная научно-образовательная лаборатория неразрушающего контроля; организация – Национальный исследовательский Томский политехнический университет; руководитель – Д.А. Седнев; наиболее значимые результаты – развивается создание системы «машинного зрения» ультразвуковой томографии. Разработанная система позволяет идентифицировать неизвестные объекты с разрешением 200 мкм и переводом полученного массива данных в 3D-модели. Практическая апробация системы проведена на композиционных конструкционных материалах изделий холдинга «Вертолеты России»);
  • Лазерная и гетеродинная спектроскопия сверхвысокого разрешения (Лаборатория прикладной инфракрасной спектроскопии; организация – МФТИ; коллектив – А.В. Родин, В..М. Семенов, А.Ю. Климчук, С.Г. Зеневич; результаты могут быть использованы – для контроля поля скоростей в аэродинамических трубах, систем вихревой безопасности, контроля состав внутренней атмосферы ЛА, контроля рабочих процессов в ЖРД, ТРД и ПВРД);
  • Разработка методов идентификации механизмов генерации шума турбулентными течениями и применение этих методов в лабораторных и натурных условиях (Лаборатория механизмов генерации шума и модального анализа; организации – Пермский национальный исследовательский политехнический университет, совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» и ФГУП «ЦАГИ»; руководители – В.Ф. Копьев, В.В. Пальчиковский; основные направления научных исследований – развитие методов снижения шума дозвуковых турбулентных струй; развитие экспериментальных подходов в аэроакустике турбулентного вихревого кольца; отработка методов измерений шума авиационного двигателя для условий открытого двигательного стенда; отработка методов идентификации модального состава шума в воздухозаборнике авиационного двигателя; отработка методов извлечения импеданса крупногабаритных звукопоглощающих конструкций. Полученные результаты использованы при разработке перспективного двигателя ПД-14);
  • Лаборатория физического и численного моделирования течений с горением в двигателях перспективных летательных аппаратов (открытие лаборатории состоялось 18 июля 2017 г.; организация – ФГУП «ЦАГИ»; руководитель – В.А. Сабельников; приоритетные направления исследований – разработка новых моделей топливного горения; создание высокоэффективных алгоритмов, необходимых для проектирования и изготовления экспериментальной камеры сгорания; создание новых моделей турбулентности).

Презентации докладов участников мероприятия, в т.ч. отмеченные выше, представлены на сайте проекта «Мегагранты»: http://p220.ru/home/news/item/1300-pernak1.

Учитывая потенциальные возможности применения результатов деятельности данных лабораторий (проектов) в авиационной отрасли, обращаемся к организациям - авторам (разработчикам) данных проектов с просьбой представить более подробную информацию о своей деятельности; а к организациям, заинтересованным в сотрудничестве с данными лабораториями (коллективами) – рекомендации (требования) к результатам перспективных исследований и разработок.

Мы планируем более детально ознакомиться с результатами реализации данных проектов, а также компетенциями их участников, и в случае положительной оценки организовать дальнейшее взаимодействие, прежде всего, с целью применения (внедрения) наиболее эффективных решений в текущих и перспективных авиастроительных проектах (программах).

17 июля 2017 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Евразийском аэрокосмическом конгрессе, который состоялся в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017. Конгресс состоял из общего (пленарного) заседания и отдельных мероприятий (круглых столов, конференций) по различным тематическим направлениям.

На пленарном заседании с главной темой «Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы» выступили представители российских и иностранных компаний и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, а также Республики Казахстан.

Среди состоявшихся выступлений хотелось бы отметить выступление Генерального директора директор АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», член-корр. РАН Н.А. Тестоедова, который на высоком профессиональном уровне рассказал о текущем состоянии мирового рынка космических аппаратов, существующей позиции Российской Федерации, а также четко охарактеризовал ключевые направления обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. На наш взгляд, многие из изложенных подходов АО «ИСС» могли бы быть применены и оказаться полезными для авиационной отрасли.

В рамках состоявшегося Конгресса представители Технологической платформы приняли участие в 2-х наиболее интересных для нас тематических мероприятиях – круглых столах «Образование будущего» (модератор – Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», академик РАН С.Л. Чернышев) и «Экраноплан – инновационный транспорт XXI века» (модератор – Генеральный директор – Главный конструктор НПП «ТРЭК» В.В. Колганов).

На первом мероприятии весьма содержательным стало выступление Ректора ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» академика РАН М.А. Погосяна. М.А. Погосян, имеющий обширный опыт руководства ведущей российской конструкторской организацией – «ОКБ Сухого» и всей «Объединенной авиастроительной корпорацией», рассказал о своем видении развития подготовки кадров для авиационной отрасли и наиболее приоритетных, на его взгляд, направлениях научно-технологического развития. Весьма интересным оказался сам формат мероприятия, на котором молодые специалисты - выпускники различных иностранных и российских вузов рассказывали об особенностях национальных систем образования (подготовки кадров) по аэрокосмическим специальностям.

Круглый стол «Экраноплан – инновационный транспорт XXI века» был посвящен многолетнему опыту, текущим и перспективным проектам компании НПП «ТРЭК» по созданию экранопланов – специальных транспортных средств, сочетающих в себе специфические особенности летательного и плавающего аппарата. Технологическая платформа достаточно давно знакома с проектами НПП «ТРЭК (экраноплан «Иволга» и другие проекты). К сожалению, на сегодняшний день эти весьма оригинальные аппараты российской разработки и производства, не получили необходимой поддержки в нашей стране: проект развивается, в основном, за счет средств иностранных инвесторов (прежде всего, китайских), а разработчики предлагают и продвигают свои аппараты на иностранные рынки. В тоже время, мы были приятно удивлены настойчивостью и энтузиазмом команды разработчиков проекта, и надеемся, что применение экранопланов начнется и в нашей стране, имеющей достаточно зон, пригодных для их эффективной эксплуатации.

25-27.05.2017 г. Представители Технологической платформы посетили Международную выставку HeliRussia-2017, в рамках которой приняли участие в следующих мероприятиях:

  • круглый стол «Эксплуатация и послепродажное обслуживание вертолетов российского производства: состояние, проблемы и пути решения»;
  • научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование»;
  • круглый стол «Сжиженный газ - реальная экологическая альтернатива авиационному и другим видам моторного топлива для Арктики, Крайнего Севера и Антарктики»;
  • международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы»;
  • международная конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем»;
  • церемония награждения победителей конкурса «Вертолеты ХXI века»;
  • Семинар «Безопасность полетов легких вертолетов»;
  • пресс-конференция, посвященная первому полету вертолета Ка-62.

Среди вопросов, поднятых на состоявшихся мероприятиях, прошедших с участием представителей Технологической платформы, хотелось бы отметить проблематику совершенствования российского авиационного законодательства, которое, по мнению многих участников, отстает на целое поколение от передовой зарубежной практики, препятствуя внедрению многих технических и технологических инноваций. Так, участники круглого стола «Эксплуатация и послепродажное обслуживание вертолетов российского производства: состояние, проблемы и пути решения» отметили невозможность в рамках действующих правил и практики Росавиации использования электронного способа внесения изменений в документацию отечественной вертолетной техники, включая возможность использования электронного портфеля летчика (Electronic Flight Bag).

Участники научно-практической конференции «Авиационное бортовое оборудование» рассказали о наиболее перспективных, на их взгляд, направлениях развития бортового оборудования вертолетной техники. Хотелось бы отметить доклад руководителя направления Дирекции по БРЭО АО «Вертолеты России» Н.Г. Федорова, в котором достаточно системно были изложены перспективные направления развития бортового вертолетного оборудования, среди которых применительно к гражданских ЛА были выделены продолжение развития концепции ИМА (интегрированная модельная авионика) и создание обзорных систем (оптических и радиодиапазона).

Достаточно информативным для Технологической платформы стал круглый стол «Сжиженный газ – реальная экологическая альтернатива авиационному и другим видам моторного топлива для Арктики, Крайнего Севера и Антарктики». И, хотя данная тематика для Технологической платформы не нова (в 2013 году по инициативе ОАО «ОПК «Оборонпром» был предложен к формированию комплексный проблемно-ориентированный проект «Внедрение газомоторной техники на авиационном транспорте» и образована соответствующая рабочая группа), а российские организации обладают серьезным научно-техническим заделом в данной области, следует констатировать, что за последние годы продвижение в данном направлении практически отсутствует. Ключевой проблемой, на наш взгляд, является комплексный характер внедрения авиационной газомоторной техники, требующий согласованного развития, как самих летательных аппаратов и их силовых установок, так и соответствующей наземной инфраструктуры (топливно-заправочная инфраструктура, система и логистика доставки газомоторного топлива). Практическое внедрение нового вида авиационной техники невозможно без согласованных действий всех заинтересованных сторон – разработчиков и производителей авиационной техники, операторов наземной авиационной инфраструктуры, авиационных предприятий - эксплуатантов, производителей и поставщиков газового топлива. Важным элементом также является проведение целенаправленной государственной политики, стимулирующей и поддерживающей развитие данного направления, что особенно актуально для нашей страны, обладающей уникальными запасами газа. В этих условиях следует поблагодарить и подержать организации и экспертов, сохраняющих оптимизм и компетенции в данной области.

Особого упоминания заслуживает конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем», на которой выступил Заместитель Директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.Г. Шнырев. В докладе А.Г. Шнырева достаточно подробно была представлена ситуация и позиция Министерства в отношении правового регулирования деятельности в области беспилотных авиационных систем. Несмотря на то, что в последние годы был принят ряд законодательных инициатив в данной области, нормативно-правовое поле разработки и эксплуатации БПЛА остается слаборазвитым, в том числе по причине отсутствия надежных технических решений, обеспечивающих безопасную эксплуатацию БПЛА в общем воздушном пространстве.

Семинар «Безопасность полетов легких вертолетов» запомнился обстоятельным и достаточно подробным докладом начальника отдела Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационных происшествий С.А. Поспелова, который представил анализ летных происшествий (аварий и катастроф) с вертолетами за последние годы. Причин случившихся авиационных происшествий достаточно много, но особо обращают на себя внимание случаи контактов вертолетов с воздушными линиями электропередач, на которых отсутствует соответствующая предупреждающая информация. Основной причиной этого также является несовершенство российского законодательства, о чем достаточно эмоционально рассказал Председатель Правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов «АОПА-Россия» В.В. Тюрин. На наш взгляд, следует направить усилия также и на разработку технических средств, которые способны своевременно обнаруживать воздушные линии и предотвращать опасные сближения с ними летательных аппаратов.

Среди экспонатов (стендов, компаний), представленных на выставке HeliRussia-2017, хотелось бы отметить проекты, представляющие особый интерес с точки зрения деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»:

  • авиационные поршневые двигатели семейства АПД-Уфа (четырехцилиндровый ДДА-120М мощностью 120 л.с.; одноцилиндровый АПД-200 мощностью 30 л.с.), работающие как на авиационном бензине, так и на авиационном керосине (г. Уфа);
  • вертолет «Афалина», разрабатываемый компанией «HeliWhale» (г. Кемерово);
  • компания АО «НПО «СПАРК», занимающаяся ремонтов вертолетов семейств Ми-8/17 и Ка-32 (г. С-Петербург);
  • бортовое и наземное оборудование разработки и производства АО «Уральский завод гражданской авиации» (г. Екатеринбург);
  • малогабаритный метеорологический локатор «Контур-МЕТЕО-02» компании ООО «Контур-НИИРС» (г. С-Петербург);
  • электронный планшет летчика «Аэронавигатор» и ПО «Штурманская подготовка к полету» компании ООО «Монитор Софт» (Московская обл., г. Жуковский);
  • производство авиационных бензинов AVGAS 100LL и Б-91/115 компании ОАО «ИВХИМПРОМ» (г. Иваново);
  • Международный Центр деловой авиации на аэродроме «Раменское» компании «АВКОМ» (Московская обл., г. Жуковский).

На наш взгляд, дальнейшее развитие данных проектов может привести к созданию более эффективных летательных аппаратов и других видов авиационной техники, развитию авиационных технологий и повышению уровня авиационной мобильности в Российской Федерации.

В рамках посещения выставки также состоялись рабочие встречи и совещания с представителями организаций - участников Технологической платформы и других организаций, в т.ч. по вопросам формирования и реализации совместных проектов.