Бесплатные шаблоны Joomla

Главная страница / Документы

 

Основные документы, регламентирующие деятельность Технологической платформы

 

В настоящее время полноценная нормативно-правовая база функционирования технологических платформ в Российской Федерации пока не создана. Вместе с тем, на методическом уровне базовые принципы создания и функционирования технологических платформ сформулированы достаточно подробно. Основными документами, регламентирующими деятельность технологических платформ в Российской Федерации, в настоящее время являются:

  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
  • Порядок формирования перечня технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол № 4 от 03.08.2010 г.);
  • методические рекомендации Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, Министерства экономического развития Российской Федерации.

Единственной государственной программой, предусматривающей участие технологических платформ в ее реализации, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Технологические платформы имеют право выступать в качестве инициаторов тематики исследовательских работ, а также поддерживать конкретные проекты, подаваемые на конкурс.

Основным документом, определяющим научно-техническую и инновационную деятельность Технологической платформы, является Стратегическая программа исследований и разработок. Кроме документов, регламентирующих деятельность технологических платформ в Российской Федерации, разработка новой, актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы основывалась на положениях документов, определяющих:

  • стратегические направления и акценты государственной политики Российской Федерации;
  • направления в области научно-технического и инновационного развития Российской Федерации;
  • направления и акценты развития авиационной сферы в Российской Федерации.

Дальнейшее развитие института технологических платформ в Российской Федерации неразрывно связано с формированием полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность технологических платформ и их участие в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Проведенные в 2016 году, в том числе по инициативе нашей Технологической платформы, мероприятия позволили сформулировать базовые направления нормативно-правового оформления статуса технологических платформ, возможностей и форм их участия в деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственных институтов развития (подробнее: http://www.aviatp.ru/platformcommunication).

Предложения по правовому регулированию и участию технологических платформ в реализации государственной научно-технической и инновационной политики:

  1. Внесение изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также в разрабатываемый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации государственной научно-технической и инновационной политики;
  2. Принятие постановления Правительства Российской Федерации, детализирующего требования и функции технологических платформ.

Основным направлением совершенствования практики формирования и реализации проектов в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является переход от «зонтичных» (или квази-«зонтичных», то есть упрощенных в части требований к ожидаемым результатам) конкурсов к тематическим лотам, предусматривающим максимально четкую постановку задач и предельно жесткие (однозначные) требования к планируемым (ожидаемым) результатам.

Формулировку задач и требований к проектам следует передать от потенциальных исполнителей и участников конкурсов непосредственным потребителям возможных результатов исследовательских проектов (заказчикам, индустриальным партнерам), что в значительной степени снижает риски невостребованности результатов будущих работ и искусственной (зауженной) постановки задач «под конкретного исполнителя».

Участие технологических платформ в формировании тематик таких конкурсов могло бы сыграть важную роль в обеспечении качества и объективности постановки задач, эффективности и результативности реализации проектов. Но платформы, в свою очередь, также должны принять на себя определенные обязательства:

  1. Равное (пропорциональное) представительство бизнеса (включая производственные, конструкторские, инжиниринговые, сервисные и прочие коммерческие организации) и науки (включая отраслевые институты, институты Российской академии наук, высшие учебные заведения) в составе органов управления и экспертных органов платформы, максимально широкое участие в рассмотрении (оценке) проектов платформ независимых экспертов (прежде всего, потенциальных потребителей результатов перспективных исследований и разработок);
  2. Регулярное обновление (актуализация) стратегических программ исследований и разработок технологических платформ и их своевременное (до начала процедуры формирования тематик конкурсных лотов) представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и институты развития;
  3. Одобрение (валидация) процедур формирования, отбора и включения направлений работ (проектов) в стратегические программы исследований и разработок технологических платформ со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти и институтов развития;
  4. Соответствие рекомендуемых технологическими платформами для формирования тематик (проектов) направлений работ требованиям, предъявляемым федеральными органами исполнительной власти и институтами развития, и обеспечение их простой и однозначной «трансляции» в конкурсную документацию;
  5. Ответственность технологических платформ за привлечение необходимого внебюджетного софинансирования, результаты выполненных работ и достижение плановых (заявленных) показателей.

Меморандум об образовании Платформы (от 29.11.2010 г.)

 

Устав Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (от 30.11.2016 г.)

 

Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (принято за основу на заседании Правления Технологической платформы 12.03.2015 г., уточненный проект)

 

Стратегическая программа исследований и разработок Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (принята за основу на заседании Правления ТП 12.03.2015 г.; уточненная редакция)