Бесплатные шаблоны Joomla

Главная страница / Документы

 

Основные документы, регламентирующие деятельность Технологической платформы

В настоящее время полноценная нормативно-правовая база функционирования технологических платформ в Российской Федерации пока не создана. Вместе с тем, на методическом уровне базовые принципы создания и функционирования технологических платформ сформулированы достаточно подробно. Основными документами, регламентирующими деятельность технологических платформ в Российской Федерации, в настоящее время являются:

  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
  • Порядок формирования перечня технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол № 4 от 03.08.2010 г.);
  • методические рекомендации Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, Министерства экономического развития Российской Федерации.

Единственной государственной программой, предусматривающей участие технологических платформ в ее реализации, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Технологические платформы имеют право выступать в качестве инициаторов тематики исследовательских работ, а также поддерживать конкретные проекты, подаваемые на конкурс.

Основным документом, определяющим научно-техническую и инновационную деятельность Технологической платформы, является Стратегическая программа исследований и разработок. Кроме документов, регламентирующих деятельность технологических платформ в Российской Федерации, разработка новой, актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы основывалась на положениях документов, определяющих:

  • стратегические направления и акценты государственной политики Российской Федерации;
  • направления в области научно-технического и инновационного развития Российской Федерации;
  • направления и акценты развития авиационной сферы в Российской Федерации.

Дальнейшее развитие института технологических платформ в Российской Федерации неразрывно связано с формированием полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность технологических платформ и их участие в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Проведенные в 2016 году, в том числе по инициативе нашей Технологической платформы, мероприятия позволили сформулировать базовые направления нормативно-правового оформления статуса технологических платформ, возможностей и форм их участия в деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственных институтов развития (подробнее: http://www.aviatp.ru/platformcommunication).

Предложения по правовому регулированию и участию технологических платформ в реализации государственной научно-технической и инновационной политики:

  1. Внесение изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также в разрабатываемый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации государственной научно-технической и инновационной политики;
  2. Принятие постановления Правительства Российской Федерации, детализирующего требования и функции технологических платформ.

Основным направлением совершенствования практики формирования и реализации проектов в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является переход от «зонтичных» (или квази-«зонтичных», то есть упрощенных в части требований к ожидаемым результатам) конкурсов к тематическим лотам, предусматривающим максимально четкую постановку задач и предельно жесткие (однозначные) требования к планируемым (ожидаемым) результатам.

Формулировку задач и требований к проектам следует передать от потенциальных исполнителей и участников конкурсов непосредственным потребителям возможных результатов исследовательских проектов (заказчикам, индустриальным партнерам), что в значительной степени снижает риски невостребованности результатов будущих работ и искусственной (зауженной) постановки задач «под конкретного исполнителя».

Участие технологических платформ в формировании тематик таких конкурсов могло бы сыграть важную роль в обеспечении качества и объективности постановки задач, эффективности и результативности реализации проектов. Но платформы, в свою очередь, также должны принять на себя определенные обязательства:

  1. Равное (пропорциональное) представительство бизнеса (включая производственные, конструкторские, инжиниринговые, сервисные и прочие коммерческие организации) и науки (включая отраслевые институты, институты Российской академии наук, высшие учебные заведения) в составе органов управления и экспертных органов платформы, максимально широкое участие в рассмотрении (оценке) проектов платформ независимых экспертов (прежде всего, потенциальных потребителей результатов перспективных исследований и разработок);
  2. Регулярное обновление (актуализация) стратегических программ исследований и разработок технологических платформ и их своевременное (до начала процедуры формирования тематик конкурсных лотов) представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и институты развития;
  3. Одобрение (валидация) процедур формирования, отбора и включения направлений работ (проектов) в стратегические программы исследований и разработок технологических платформ со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти и институтов развития;
  4. Соответствие рекомендуемых технологическими платформами для формирования тематик (проектов) направлений работ требованиям, предъявляемым федеральными органами исполнительной власти и институтами развития, и обеспечение их простой и однозначной «трансляции» в конкурсную документацию;
  5. Ответственность технологических платформ за привлечение необходимого внебюджетного софинансирования, результаты выполненных работ и достижение плановых (заявленных) показателей.

1. Меморандум об образовании Технологической платформы был подписан 29 ноября 2010 г. организациями - инициаторами создания Платформы:

  • ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ»);
  • ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФГУП «ГосНИИАС»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП «ГосНИИ ГА»).

В Меморандуме содержатся базовые принципы формирования Технологической платформы, включая основные цели и задачи Платформы, назначение и сферы деятельности Платформы, основные организационные положения.

До создания Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Меморандум был основным документом, регламентирующим деятельность Платформы. В настоящее время Меморандум является документом, определяющим основные технологические направления и сферы деятельности Технологической платформы.

МЕМОРАНДУМ

2. 1 декабря 2015 г. на базе Технологической платформы была создана некоммерческая организация – Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и утверждена 1-ая редакция Устава Ассоциации.

На состоявшемся 30 ноября 2016 г. Общем собрании членов Ассоциации были утверждены изменения, внесенные в Устав, которые были зарегистрированы 26 апреля 2017 г.

Внесенные изменения предусматривают:

  • возможность проведения собраний (заседаний) органов управления Ассоциации в заочной форме (путем проведения письменного опроса);
  • включение в число вопросов, относящихся к исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации – утверждение плана доходов и расходов Ассоциации на год;
  • уточнение и разделение понятий вступительного и членского взносов;
  • исправление некоторых технических неточностей (опечаток).
УСТАВ (действующая редакция)

3. Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы было принято за основу на заседании Правления ТП, состоявшемся 12 марта 2015 г. В ближайшее время планируется вынесение вопроса о рассмотрении (утверждении) Положения об экспертизе на рассмотрение органов управления Ассоциации.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ (ред. от 12.03.2015 г.)

4. Стратегическая программа исследований и разработок Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была принята за основу на заседании Правления ТП, состоявшемся 12 марта 2015 г.

В настоящее время завершается разработка уточненной (актуализированной) редакции с учетом новых требований Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Рассмотрение новой (актуализированной) редакции СПИ планируется на ближайшем заседании Правления Ассоциации.

СПИ (ред. от 12.03.2015 г.)