Главная страница / Кабинет ТП / Экспертная деятельность

Экспертная деятельность 

Организация качественной и эффективной экспертизы – важнейший элемент эффективного функционирования и дальнейшего развития Технологической платформы. За прошедший с начала создания ТП период в экспертное взаимодействие с Платформой было вовлечено большое количество экспертов и специалистов, представляющих ведущие российские производственные, конструкторские и научные организации.

Основной задачей для нашей Технологической платформы, на данный момент, является упорядочивание экспертной деятельности и придание официального статуса экспертным органам Платформы, в т.ч. во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими институтами поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

    Структура Кабинета ТП:   

Кабинет ТП    
Участие
в Ассоциации
Организационная
структура ТП
Планово-экономический отдел.
Оплата членских взносов.
Права и обязанности
членов Ассоциации
Органы управления
Ассоциации
Юридический отдел.
Уставные документы.
Структура и динамика изменения
состава членов Ассоциации
Состав органов
управления
Экспертная
деятельность
Список членов Платформы Заседания органов управления Стратегическая программа ИиР

 

 


 

В данном разделе представлены основные этапы и направления экспертной деятельности Технологической платформы:

⇒  Анализ практик организации экспертизы

⇒  Формы (механизмы) организации и проведения экспертизы

⇒  Положение об экспертизе

⇒  Экспертные органы Платформы

⇒  Текущие экспертизы:

Экспертизы 2019-2024 гг. (общий список)

Новые подходы к проведению экспертиз в 2022-2023 гг. – отработка методологии

Актуализация состава экспертов ТП в 2022-2023 гг.

Основные акценты в экспертной деятельности в рамках новых направлений технологического развития РФ (2023-2024 гг.) – курс на импортозамещение

Анализ практик организации экспертизы

До формализации процесса экспертизы в рамках деятельности Платформы мы активно изучали российский и мировой опыт организации экспертизы, анализировали функционирование экспертных органов, действующих в рамках реализации государственных и федеральных целевых программ, в т.ч. в сфере авиастроения и других высокотехнологичных отраслей, эффективность организации экспертного процесса в ведущих фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных и других институтах развития.

Так, в 2016 году Технологической платформой, совместно с другими заинтересованными организациями, было организовано и проведено общероссийское Экспертно-аналитическое мероприятие на тему «Организация экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности – лучшие практики». Так как деятельность нашей и других технологических платформ непосредственно связана с формированием качественных исследовательских и технологических проектов, и мы заинтересованы в эффективном взаимодействии с существующими в стране механизмами поддержки инновационной деятельности, то к участию в мероприятии были приглашены представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, специализированных фондов и институтов развития.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

 

Мероприятие было проведено при технической поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ООО «ВЕКТОР-К», которые обеспечивали проведение экспертно-аналитических мероприятий по тематике организации инновационной деятельности в Российской Федерации (http://aispir.ru). С учетом текущего этапа развития нашей Платформы (создание юридического лица - управляющей организации в форме Ассоциации, необходимость более четкой регламентации экспертной деятельности, акцент на организацию проектной работы) – мы совместно выработали план нашего сотрудничества в этом направлении, одним из пунктов которого стало совместное проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.

ПРОГРАММА И УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятие было посвящено рассмотрению опыта организации экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации. Также, в рамках мероприятия был еще раз рассмотрен проект «Положения об экспертизе Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и обсуждена текущая ситуация, складывающаяся в сфере организации экспертной деятельности в рамках технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности, функционирующих в Российской Федерации. Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в Публикации «ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ».

ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ

 

Важным аспектом состоявшегося мероприятия стало участие в нем представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, которое является одним из инициаторов создания в России технологических платформ, в т.ч. выступление врио Директора Департамента стратегического развития и инноваций А.Е. Шадрина. Это позволило активизировать дискуссию о судьбе самого института технологических платформ в Российской Федерации и их роли в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Продолжением дискуссии о развитии технологических платформ стало выступление Генерального директора ОАО «МАЦ», члена Правления ТП «АМиАТ», члена Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России В.И. Довгого, который предложил конкретные механизмы обеспечения эффективности дальнейшего функционирования технологических платформ под емкой формулой «Технологические платформы, 2.0».

Благодарим всех докладчиков и участников мероприятия за активное содействие, предоставление актуальной информации и профессиональное обсуждение рассматриваемых вопросов. С презентациями докладов основных участников можно ознакомиться ниже.

Презентация (А.Е. Шадрин)

Презентация (А.Н. Петров)

Презентация (А.Н. Блинов)

Презентация (Ю.В. Симачев)

Презентация (В.Н. Куцаков)

Презентация (Н.В. Шартова)

Презентация (Д.А. Кокорина)

Данное мероприятие оказалось очень полезным, как для нашей Технологической платформы, так и для представителей других платформ и участвующих организаций, так как позволило внимательно и непосредственно в диалоге с докладчиками (выступающими) рассмотреть практику организации экспертизы; выявить проблемные вопросы, риски и способы (механизмы) их минимизации; познакомиться с деятельностью ведущих российских фондов и других инструментов поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, организацией работы ведущих российских технологических платформ.

Формы (механизмы) организации и проведения экспертизы

В рамках текущей деятельности Технологической платформы были опробованы различные формы (механизмы) организации и проведения экспертизы, учитывающие имеющиеся правовые и организационные возможности. В первую очередь, принимая во внимание коммуникационную направленность деятельности Платформы, мы качественно отработали формат очных экспертно-аналитических мероприятий; на которых авторы (исполнители) проектов (работ) представляют свои проекты (достигнутые результаты), а приглашаемые эксперты, с учетом их специализации, имеют возможность в непосредственном диалоге обсудить и детализировать свое представление о состоянии реализуемых проектов.

Также, определенный опыт нами был наработан в части проведения заочного рассмотрения (экспертизы) материалов – это касается как заявок (предложений) на участие в конкурсах Министерства образования и науки Российской Федерации, так и отчетных материалов по результатам выполнения работ в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

С момента создания Технологической платформы мы старались поддерживать эффективное взаимодействие с экспертами различными, прежде всего, удобными для них способами – приглашая на наши тематические мероприятия, осуществляя информационный обмен наиболее актуальными материалами, привлекая к оценке проектов (тематик). Основной акцент в экспертной работе ТП в предыдущие годы был сделан на участии в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» – единственной на данный момент государственной программы, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ. Всего за период 2012-2018 гг. экспертами Платформы:

  • было рассмотрено 377 заявок по тематикам (проектам) прикладных исследований и разработок;
  • подготовлено 133 экспертных заключений по результатам рассмотрения (оценки) предложенных заявок (тематик, проектов);
  • подготовлено 69 заключений по результатам рассмотрения (оценки) результатов выполнения проектов (работ), реализуемых в рамках Программы.

На основе предложений ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было объявлено 4 конкурсных лота (13 проектов - победителей) на общую сумму 411,7 млн. рублей (бюджетное финансирование). Победителями конкурсов Минобрнауки России стали 29 проектов, поддержанных Технологической платформой, на общую сумму 2 888,6 млн. рублей, в т.ч. бюджетное финансирование – 1 576,1 млн. рублей, внебюджетное софинансирование – 1 312,6 млн. рублей.

В рамках проведения экспертно-аналитических (тематических) мероприятий Платформы было получено 183 предложения (заключения) экспертов по рассматриваемым на них документам (проектам).

В соответствии с решением Правления Ассоциации (протокол от 19.12.2018 г. № 3) в состав официальных экспертов Технологической платформы включены 166 человек, в том числе от промышленности – 51 чел., от науки – 98 чел., от транспортных организаций (авиакомпаний) – 5 чел., от прочих организаций – 12 чел.

Также, представители Технологической платформы включены в состав следующих экспертных и рабочих органов авиационной и смежных отраслей:

  • Экспертный совет по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • Научно-экспертный совет Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации;
  • Экспертный совет ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского»;
  • экспертная группа по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы» Научно-координационного совета Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • Совещательный орган ПАО «ОАК» по вопросам обеспечения эффективности закупок, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технологического и инновационного развития авиационной отрасли и их отражение в ПИР ПАО «ОАК»;
  • Комитет по авиационной промышленности Союза машиностроителей России;
  • Рабочая группа по экспертной оценке проектов программ инновационного развития компаний с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий по тематике «Оборонно-промышленный комплекс, космическая промышленность, авиационная промышленность, судостроение»;
  • Рабочая группа по инновационной деятельности (совещательный орган) ПАО «Аэрофлот»;
  • Рабочая группа Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения.

В плане очных экспертных рассмотрений (обсуждений) результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», следует выделить следующие мероприятия, состоявшиеся в 2015-2016 гг.:

  • Научно-практическая конференция по рассмотрению текущих результатов реализации проектов в области авиационного транспорта, выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», организованная и проведенная с участием Технологической платформы в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2015» (02.12.2015 г.);
  • Экспертно-аналитическое мероприятие по рассмотрению результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», организованное и проведенное Технологической платформой при технической поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ООО «ВЕКТОР-К». На мероприятии, состоявшемся 16 ноября 2016 г., было представлено и рассмотрено 10 проектов, получивших поддержку и реализуемых с участием Платформы (подробнее о мероприятии – см. в Разделе «Проектная работа ТП в 2014-2017 гг).

В 2017 году (15 и 22 декабря 2017 г.) было проведено 2 очных экспертно-аналитических мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», на которых было рассмотрено 16 проектов (подробнее о мероприятиях – см. в Разделе «Подведение итогов реализации проектов в 2017 году»).

6 июня 2018 г. состоялась 3-я часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», на котором, кроме общетематических докладов, было непосредственно представлено и рассмотрено 4 проекта, а по 6 проектам представлена базовая информация о ходе и основных результатах их реализации (подробнее о мероприятии – см. в Разделе «Проектная работа Платформы в 2018 году»).

ФОТОГАЛЕРЕЯ

В рамках подготовки и проведения данных мероприятий, а также путем направления специальных запросов авторам (исполнителям) проектов, была собрана и регулярно актуализировалась информация о состоянии и результатах их выполнения. Эксперты Технологической платформы активно участвовали в обсуждении проектов, привлекались к рассмотрению отчетных материалов; отзывы и рекомендации экспертов своевременно доводились до авторов (исполнителей) работ, а также направлялись в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Актуальная информация о состоянии проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», представлена в Разделе «Паспорта проектов»).

Положение об экспертизе

14 ноября 2017 г. Наблюдательным советом Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было утверждено «Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ

 

Базовая редакция Положения была разработана в 2014-2015 гг. и принята за основу на заседании Правления Платформы 12 марта 2015 г. В разработке, рассмотрении, доработке (совершенствовании) проекта Положения приняли участие большое количество организаций - участников и экспертов ТП, учтен опыт нашей экспертной деятельности, опыт других технологических платформ, международные стандарты.

Проект Положения широко обсуждался в 2016 году, в том числе на общероссийском Экспертно-аналитическом мероприятии «Организация экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности – лучшие практики», организованном и проведенном Технологической платформой с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, специализированных фондов и институтов развития, ведущих российских технологических платформ, членов Ассоциации «ТП «АМиАТ» и экспертов нашей ТП 3 ноября 2016 г.

По сравнению с редакцией, принятой Правлением 12 марта 2015 г., в Положение внесены следующие основные изменения:

  • введены положения о порядке формирования и функционирования Экспертного совета Технологической платформы;
  • уточнены требования к проектам (работам), рассматриваемым и (или) реализуемым в рамках деятельности Технологической платформы;
  • уточнены требования к экспертам Технологической платформы;
  • уточнена форма экспертного заключения по результатам рассмотрения (оценки) проекта (работы), предлагаемого к реализации в рамках деятельности Технологической платформы.

В целом, Положение об экспертизе ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» достаточно близко к аналогичным документам ведущих технологических платформ и институтов развития. Вместе с тем, есть и определенные отличия. Важнейшей задачей при разработке Положения было, с одной стороны, обеспечить высокий профессиональный уровень и компетентность экспертов, а с другой стороны, минимизировать влияние субъективных факторов, связанных с возможной заинтересованностью в результатах экспертизы.

Для этого, с целью повышения объективности и исключения аффилированности при проведении экспертизы, наряду со стандартными (общепринятыми) принципами (механизмами) обеспечения независимости участников экспертного процесса и их защищенности от возможного давления со стороны заинтересованных организаций (лиц), в наше Положение были заложены дополнительные компенсирующие механизмы.

Основными механизмами обеспечения независимости и объективности экспертизы в Положении являются:

1) обязанность эксперта письменно подтвердить отсутствие конфликта интересов при проведении экспертизы;

2) анонимность экспертизы для заявителей (исполнителей), за исключением случаев, когда эксперт сам соглашается на раскрытие данной информации.

Мы предлагаем общий список экспертов Технологической платформы сделать открытым для всех заинтересованных сторон – более того, такая информация может быть даже полезна самим экспертам для подтверждения их статуса и квалификации.

Кроме того, по примеру Технологической платформы «Медицина будущего» в Положении заложена возможность (право) заявителя (исполнителя) на мотивированный отвод одного или нескольких экспертов, которые потенциально могут участвовать в проведении экспертизы, например, в случае конфликта интересов.

Важным фактором обеспечения независимости экспертизы и принимаемых решений является заложенный в Положение принцип пропорциональности, суть которого состоит в том, что число экспертов, представляющих научные организации, должно соответствовать числу представителей организаций промышленности. При этом, при проведении экспертизы проекта (работы), инициируемого или выполняемого научной организацией, в обязательном порядке должны участвовать эксперты, представляющие конструкторские или производственные организации; и, наоборот, при проведении экспертизы проекта (работы), инициируемого или выполняемого конструкторской или производственной организацией, в обязательном порядке должны участвовать эксперты, представляющие научные организации.

С целью оценки практических аспектов возможного (потенциального) применения планируемых (ожидаемых) результатов проекта/работы, в экспертизе обязательно должны участвовать эксперты, представляющие организации, являющиеся потенциальными потребителями возможных (ожидаемых) результатов реализации проекта/работы (для ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» это – представители авиакомпаний, других эксплуатирующих организаций, операторов авиационной инфраструктуры и системы ОрВД).

Ведение в действие Положения об экспертизе является важнейшей задачей текущего этапа развития нашей Технологической платформы. Утверждение состава официально аккредитованных экспертов и избрание Экспертного совета Платформы позволяет на качественно ином уровне подойти к организации проектной работы – формированию (актуализации) Стратегической программы исследований и разработок, определению тематик перспективных исследовательских и технологических работ, мониторингу реализации проектов.

Экспертные органы Платформы

В соответствии с Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», утвержденным Наблюдательным советом Ассоциации, в состав экспертных органов Платформы входят:

  • эксперты, официально включенные в число экспертов Технологической платформы;
  • Экспертный совет Технологической платформы.

Основными квалификационными требованиями к экспертам Технологической платформы являются:

1) опыт профессиональной деятельности в области создания (включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ), производства, ремонта, модернизации (модификации) и/или эксплуатации авиационной техники, объектов системы организации воздушного движения (управления воздушным движением), наземной авиационной инфраструктуры – не менее 5 (пяти) лет;

2) высокий уровень профессиональной компетентности, подтвержденный соответствующими достижениями (ученые или профессиональные звания, свидетельства признания профессиональным сообществом, сертификаты, публикации в научных или специализированных изданиях, выполненные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и/или технологические работы, реализованные проекты);

3) опыт внедрения научно-технических разработок в производство, подтвержденный соответствующими практическими результатами (патенты; сертификаты; акты ввода в эксплуатацию; документы, подтверждающие улучшение технических и/или эксплуатационных характеристик авиационной техники, объектов системы организации воздушного движения (управления воздушным движением), объектов наземной авиационной инфраструктуры);

4) для экспертов в области экономики и финансов – опыт реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий, либо опыт технико-экономического анализа таких проектов; дополнительным преимуществом при отборе экспертов является наличие публикаций в специализированных изданиях, посвященных бизнес-планированию, коммерциализации наукоемких технологий и технико-экономическому анализу инвестиционных или инновационных проектов.

Решение о включении эксперта в состав экспертов и исключении из состава Технологической платформы принимается Правлением Ассоциации на основании предложений организаций - участников Технологической платформы, органов управления (рабочих органов) Технологической платформы, заинтересованных организаций и лиц. Срок действия решения о включении эксперта в состав экспертов Технологической платформы составляет 3 (три) года с момента его принятия.

В 2018 году  (в соответствии с утвержденным «Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы») – была проведена работа по актуализации и формированию состава официальных экспертов ТП.

АНКЕТА ЭКСПЕРТА

 

В качестве ближайших планов и направлений организации экспертной деятельности Технологической платформы в настоящее время рассматриваются:

  • организация взаимодействия с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» с целью подключения экспертов ТП к информационным сервисам поддержки и обеспечения экспертной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и реализуемых им инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Фонда «Сколково», Российского научного фонда, других государственных фондов и институтов развития, осуществляющих поддержку научно-технической и инновационной деятельности.

В соответствии с решением Правления Ассоциации от 19 декабря 2018 г. в состав официальных экспертов Технологической платформы включены 166 человек, в том числе от промышленности (включая конструкторские, производственные и прочие промышленные организации) – 51 чел., от науки (включая отраслевые институты, высшие учебные заведения, институты Российской академии наук) – 98 чел., от транспортных организаций (авиакомпании) – 5 чел., от прочих организаций (консультационные, инжиниринговые, аналитические организации) – 12 чел.

Количество экспертов со степенью доктора наук – 50 чел., кандидата наук – 51 чел.

Основные области специализации экспертов:

  • самолеты, вертолеты и научно-технический задел (НТЗ) по аэродинамике, прочности, аэроакустике, безопасности полетов и системам управления – 79 чел.;
  • авиадвигатели и силовые установки и НТЗ по ним – 65 чел.;
  • бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и НТЗ по нему – 26 чел.;
  • авиационные агрегаты, системы и НТЗ по ним – 28 чел.;
  • авиационные материалы и технологии – 50 чел.;
  • производственные (промышленные) технологии, включая техническое обслуживание, эксплуатацию, проведение ремонта и утилизации авиационной техники – 44 чел.;
  • послепродажное обслуживание авиационной техники – 15 чел.;
  • эксплуатация и развитие объектов экспериментальной и полигонной базы – 42 чел.;
  • система управления воздушным движением (система организации воздушного движения) – 10 чел.;
  • наземная авиационная инфраструктура (аэродромы и аэропорты) – 6 чел.;
  • финансово-экономический и инвестиционный анализ в области авиационной деятельности – 27 чел.;
  • нормативно-правовое и методическое обеспечение развития авиастроения и авиационной деятельности – 30 чел.;
  • другие направления – 58 чел.

Дальнейшая задача в развитии экспертной деятельности Технологической платформы состоит в избрании и начале работы Экспертного совета ТП.

В соответствии с утвержденным Положением об экспертизе ТП Экспертный совет является постоянно действующим экспертным органом Технологической платформы и формируется из числа ведущих экспертов ТП. Общее количество членов Экспертного совета составляет не менее 3 (трех); при этом число представителей научных организаций должно соответствовать числу представителей организаций промышленности.

Состав Экспертного совета избирается Правлением Ассоциации на основании предложений организаций - участников Технологической платформы, органов управления Технологической платформы, заинтересованных организаций и лиц.

Из числа членов Экспертного совета избираются Председатель Экспертного совета и Заместитель Председателя Экспертного совета. Председатель Экспертного совета осуществляет руководство деятельностью Экспертного совета в рамках осуществляемых им функций, в том числе председательствует на заседаниях Экспертного совета. Заместитель Председателя Экспертного совета замещает Председателя Экспертного совета в случае его отсутствия. Техническое обеспечение деятельности Экспертного совета осуществляет рабочая группа, из состава которой решением Правления Ассоциации назначается секретарь Экспертного совета.

Основными функциями Экспертного совета являются:

  • определение сроков и (или) продолжительности проведения экспертизы рассматриваемого проекта (работы);
  • определение экспертов, которым направляются материалы (документация) проекта/работы для проведения экспертизы;
  • подведение итогов экспертизы и подготовка рекомендаций в соответствии с ее целями;
  • проведение экспертизы проектов (работ) в специальных случаях (чрезвычайные, форс-мажорные обстоятельства, особая важность рассматриваемых проектов/работ);
  • разработка предложений по наиболее актуальным направлениям (проектам) проведения исследований и разработок, в том числе рекомендуемым для включения в Стратегическую программу исследований и разработок Технологической платформы.

>Заседания Экспертного совета проводятся на регулярной основе не реже 1 раз в квартал. По мере необходимости по решению органов управления Технологической платформы или по инициативе Председателя Экспертного совета могут быть созваны внеочередные заседания Экспертного совета. Заседания Экспертного совета проводятся в очной или заочной форме. На заседания Экспертного совета в случае необходимости могут приглашаться профильные эксперты Технологической платформы, а также заявители (исполнители) рассматриваемых проектов/работ.

Для обеспечения работы Экспертного совета и официально аккредитованных экспертов Технологической платформы открыт специальный раздел сайта (вход в раздел), в котором размещены анкеты экспертов; представлена информация об их квалификации и направлениях деятельности, а также кандидатурах, предлагаемых к избранию в члены Экспертного совета ТП.

31 июля 2023 г. В соответствии с решением Правления Ассоциации от 27 июля 2023 г. и Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы, утвержденным решением Наблюдательного совета Ассоциации от 14.11.2017 г., утвержден новый состав официальных экспертов Технологической платформы в количестве 121 человека. Данные специалисты являются представителями 49 организаций, в том числе:

  • организаций промышленности (конструкторские, производственные и прочие промышленные организации) – 45 чел.;
  • организаций науки (отраслевые институты, высшие учебные заведения, институты Российской академии наук) – 68 чел.;
  • прочих организаций (консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, прочие организации) – 8 чел.

Из общего числа экспертов степень доктора наук имеют 32 чел., степень кандидата наук – 46 чел.

Общий список и анкеты экспертов размещены в закрытом разделе сайта «Экспертный совет» (вход в раздел – по адресу: https://aviatp.ru/fcabinettp#internaldocs), доступном только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления.

Благодарим все организации - члены Ассоциации и специалистов, принявших участие в актуализации состава экспертов, и надеемся на дальнейшее конструктивное сотрудничество!

Текущие экспертизы

Экспертизы 2019-2024 гг. (общий список)

Новые подходы к проведению экспертиз в 2022-2023 гг. – отработка методологии

Актуализация состава экспертов ТП в 2022-2023 гг.

Основные акценты в экспертной деятельности в рамках новых направлений технологического развития РФ (2023-2024 гг.) – курс на импортозамещение

В 2019-2024 гг. Технологической платформой были проведены экспертизы следующих проектов (предложений, документов):

  • Проект самолета для местных воздушных линий, предлагаемого к созданию АО «УЗГА» (УР-1), в т.ч. в сравнении с проектом самолета TBC-2ДТС разработки ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (инициатор – АО «Уральский завод гражданской авиации»);
  • «Полунатурное моделирование критических режимов полета пассажирского самолета и рисков, обусловленных человеческим фактором» (основной исполнитель – ФГУП «ЦАГИ»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Разработка, исследования и внедрение новых электромеханических преобразователей энергии для исполнительных механизмов перспективных летательных аппаратов (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Разработка критической технологии получения твердофазного соединения ультрамелкозернистых жаропрочных титановых сплавов для перспективного компрессора ГТД» (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Разработка мультиагентного двухкомпонентного воздушно-наземного комплекса для выявления несанкционированных источников радиоизлучения и противодействия им» (инициатор – ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Разработка методов создания интеллектуальных распределенных исполнительных и информационно-управляющих робототехнических систем и технологий наземного и аэрокосмического назначения» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Разработка методов создания высоконадежных электронасосных агрегатов жидкостных систем терморегулирования перспективных унифицированных космических платформ для использования космического пространства в интересах связанности северных территорий России и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Разработка принципов построения, методов создания и основных технических решений для энергоинформационной системы и бортовых микроэлектромеханических устройств многоспутниковой системы дистанционного зондирования Земли на базе созвездия малых космических аппаратов» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Робототехническая технология локальной навигации подвижных объектов на основе системы технического зрения инфракрасного диапазона» (инициатор – ФГБОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
  • «Облачный сервис по мониторингу и обработке полетных данных» (инициатор и разработчик проекта – АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»);
  • Проект создания и развития научного центра мирового уровня по направлению «Инновационные силовые установки, агрегаты и материалы для электрического самолета» (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; для участия в конкурсе на предоставление грантов на создание научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации);
  • «Разработка многотопливного рабочего процесса для поршневых двигателей внутреннего сгорания и опытного образца высокоэкономичного энергонасыщенного и экологичного авиационного поршневого двигателя, работающего на авиационном керосине» (инициатор – ООО «Двигатели для авиации»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям);
  • «Разработка и производство автономной отказоустойчивой системы электроснабжения для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов» (инициатор – ООО «ЭТК»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям);
  • «Создание и испытание подъемного модуля «Флокус-1» для перспективных летающих грузовых платформ» (инициатор – ООО «ЗК-Мотор»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям);
  • Предложения по развитию легкой пилотируемой и беспилотной авиации в Российской Федерации путем организации опытного района с особым режимом регулирования авиационной деятельности, расположенного на территории Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири или Урала (по инициативе ряда организаций - членов и экспертов ТП);
  • Проект создания поршневого двигателя мощностью 200 л.с. (инициатор – ООО «ЗК-Мотор»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям);
  • «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» (коммерческий проект; заказчик – АО «ОДК»);
  • Проект федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации»;
  • Проект Технического задания на научно-исследовательскую работу «Разработка межведомственной комплексной целевой программы по производству и применению воздухоплавательной техники на транспорте»;
  • Проекты создания малоразмерных поршневых двигателей для БПЛА (инициатор – А.Г. Костенко).

∗ ∗ ∗

Новые подходы к проведению экспертиз в 2021-2023 гг. – отработка методологии.

В предыдущие годы значительная часть экспертной деятельности Технологической платформы была связана с участием в реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы» (информация о проектах, поддержанных Платформой и ставших победителями конкурсов Минобрнауки России, а также результатах их мониторинга представлена в разделе «Мониторинг реализации проектов»).

В настоящее время основной акцент нашей экспертной деятельности смещается в сторону взаимодействия с организациями и заказчиками, заинтересованными в проведении качественной научно-технической и финансово-экономической экспертизы с использованием компетенций Платформы. В частности, нами были проведены предварительные переговоры с рядом финансовых организаций, банков и институтов развития, которые выразили заинтересованность во взаимодействии с Технологической платформой.

Учитывая нашу заинтересованность в развитии рынка малой пилотируемой и беспилотной авиации, в 2021 году по инициативе ряда организаций - членов и экспертов Платформы Ассоциацией было проведено предварительное экспертное рассмотрение предложения по организации опытного района с особым режимом регулирования авиационной деятельности, расположенного на территории Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири или Урала, с целью отработки новых правил регулирования, стимулирующих развитие данной сферы авиационной деятельности (подробнее – см. в разделе «Малая и региональная авиация»).

Основные наработки (базовая основа) для планирования перспективных исследовательских и технологических проектов в рамках деятельности Технологической платформы, в том числе по направлению развития аэромобильности и беспилотных авиационных систем в Российской Федерации, представлены в презентации, специально подготовленный к Международному авиационно-космическому салону «МАКС-2021».

Презентация (ТП «АМиАТ»)

 

Кроме того, по обращению Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (группа АО «РВК») Ассоциацией «ТП «АМиАТ» была проведена подготовительная работа по организации экспертизы проектов НТИ по направлению «Аэронет». В процессе подготовки к проведению экспертизы с представителями заказчика были рассмотрены вопросы ознакомления с исходными данными, требования экспертам и был сформирован список кандидатур (всего – 45 чел.), которые потенциально могли бы принять участие в проведении экспертизы (аудита) данных проектов. Коммерческое предложение Ассоциации «ТП «АМиАТ» было официально направлено в Фонд НТИ.

Также, изменения коснулись подходов к организации и самой методологии проведения экспертизы: на примере коммерческого проекта Ассоциации с АО «ОДК» «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» (см. ниже по адресу: Сентябрь 2022 г. - март 2023 г.) можно ознакомиться с процессом организации взаимодействия с пилотными организациями, на проектах которых по рекомендациям заказчика было необходимо организовать апробацию разработанной методологии.

На основе предварительно разработанных методических и аналитических материалов и выявления ключевых направлений, требующих согласования, были организованы и проведены экспертные интервью с профильными специалистами, объединенными по основным группам компетенций:

–  конструкторы;

–  технологи;

–  специалисты кадровых подразделений.

В современных условиях, с учетом задач по импортозамещению и обеспечению технологической независимости страны, а также на основе международного опыта, предусматривающего широкое участие промышленности (бизнеса) в планировании и проведении исследовательских и технологических работ, внедрении их результатов, данные подходы становятся еще более актуальными: участие промышленности (бизнеса) и независимых экспертов в определении приоритетов научно-технологического развития, формировании тематик конкурсных лотов, выборе исполнителей НИР и ОКР может стать гарантией качества и результативности будущих работ, обеспечении конкурентоспособности создаваемой продукции.

15-21 апреля 2022 г. По обращению ООО «ЗК-Мотор» (член Ассоциации с 2020 г.) было проведено экспертное рассмотрение заявки (проекта) создания поршневого двигателя мощностью 200 л.с., планируемой к подаче на конкурс в Фонд содействия инновациям.

По мнению Технологической платформы, создание и организация производства авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации в современных условиях является важной государственной задачей, и наша Ассоциация также заинтересована в развитии компетенций российских разработчиков и производителей в данной сфере (соответствующее направление включено в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы).

В экспертизе (оценке) проекта приняли участие 14 экспертов Технологической платформы, которыми были сформулированы ряд замечаний и предложений, касающихся, как научно-технических, так и организационных аспектов ведущихся работ. Данные вопросы и комментарии были направлены авторам (инициаторами) проекта, которые, в свою очередь, выразили благодарность и представили ответные пояснения. По информации ООО «ЗК-Мотор», многие замечания экспертов Платформы будут учтены при планировании и выполнении дальнейших работ по проекту.

Большинство экспертов подтвердили актуальность работ по проекту в части выбранного диапазона мощностей и размерности планируемого к созданию базового двигателя, с учетом существующего парка летательных аппаратов малой авиации в Российской Федерации и потенциала его дальнейшего развития, в т.ч. в целях использования на беспилотных ЛА.

Цитата из ответа эксперта при обсуждении проекта: «... В настоящий момент запрет поставки зарубежной авиационной техники может привести к остановке многих проектов по созданию легких гражданских самолетов, в том числе по причине применения в них зарубежных поршневых и турбинных двигателей. Таким образом, работа по созданию семейства двигателей ООО «Мотостроительной компанией ЗК-МОТОР» мощностью 200-400 л.с. в текущей ситуации актуальна...».

Наиболее дискуссионными вопросами при рассмотрении научно-технических аспектов разрабатываемого двигателя стали следующие:

– использование двухтактного цикла – насколько это эффективное решение с точки зрения надежности и ресурса двигателя;

– компоновочная схема двигателя с V-образным расположением цилиндров – насколько она оптимальна для современных летательных аппаратов;

– недостаток информации о конструкции шатунно-поршневой группы двигателя, что не позволяет сделать однозначные выводы о ее эффективности;

– использование алюминия в конструкции кривошипно-шатунного механизма;

– система впрыска топлива – по мнению некоторых экспертов, эту работу необходимо провести полностью для определения эффективности данного решения и отработки подобных систем питания на будущее;

– степень достижимости заявленного показателя удельной мощности двигателя и корректность его определения (т.ч. с учетом системы охлаждения и других двигательных агрегатов);

– степень достижимости заявленных ресурсных показателей и их соответствие современным требованиям;

– применение технологии плазменно-электролитического оксидирования для упрочнения трущихся поверхностей деталей – насколько достижимыми окажутся планируемые характеристики надежности двигателя: по мнению ряда экспертов, необходимо провести ресурсные испытания цилиндро-поршневой группы двигателя для получения статистики по износу;

– система охлаждения двигателя;

– заявляемая разработчиками многотопливность двигателя, включая использование бензина марки Б-91;

– используемый тип масла;

– стоимость возможного будущего производства.

Секретариатом ТП было подготовлено рекомендательное письмо по данному проекту в Фонд содействия инновациям, так как большинство экспертов сочли целесообразным поддержать проект. Ассоциация заинтересована в развитии авиационного поршневого двигателестроения в нашей стране; мы считаем, что реализация проекта позволит, как минимум, экспериментально отработать ряд важных конструктивно-технологических решений и создать научно-технический задел, который может быть в дальнейшем применен, как в данном двигателе, так и в других проектах создания авиационных АПД.

Напомним, что в 2020 году Ассоциация выполнила масштабную научно-исследовательскую работу по теме «Исследования в обеспечение формирования типоразмерного ряда перспективных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения» (шифр «Демонстраторы МГТД и АПД-ТРР»; заказчики – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), в рамках которой были проведены системные исследования технических и рыночных аспектов развития малоразмерных газотурбинных и поршневых двигателей для малой и региональной авиации, а также беспилотных авиационных систем в Российской Федерации (см. также в разделе «Деятельность» по адресу: https://aviatp.ru/wgofficialstart#August_2020). По результатам НИР, в частности, были определены наиболее оптимальные диапазоны мощностей авиационных поршневых и газотурбинных двигателей, рекомендуемых к созданию в Российской Федерации, а также соответствующие базовые двигатели.

В соответствии с результатами данной НИР, ключевыми диапазонами мощностей для создания перспективных АПД в Российской Федерации в настоящее время два – двигатель мощностью 120 л.с. и двигатель мощностью 180 л.с. Именно данные двигатели и их модификации, в случае обеспечения конкурентоспособных характеристик, будут наиболее востребованы среди разработчиков и эксплуатантов ВС в нашей стране.

В диапазоне до 80 л.с. возможно создание 2-тактных или 4-тактных поршневых двигателей, а также опционально РПД для БПЛА мощностью от 50 л.с. В диапазоне мощностей 100-450 л.с. предпочтительнее разрабатывать и использовать 4-тактные бензиновые и дизельные двигатели для легких самолетов и вертолетов, а также опционально РПД для БПЛА мощностью 100-300 л.с. Для российских условий оптимальная удельная рыночная стоимость двухтактного АПД должна быть в пределах 120-140 евро за кг, 4-тактного – 70-100 евро за кг (удельная масса 2-тактных АПД – 0,5-0,6 кг/л.с., для большинства 4-тактных АПД –0,7-0,9 кг/л.с.).

Подробная информация о результатах экспертизы проекта размещена в разделе сайта «Внутренние документы Ассоциации» – «Экспертный совет» (доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации).

Со своей стороны, Ассоциация готова участвовать в проведении экспертизы результатов дальнейших работ по представленному проекту, включая подготовку предложений по внедрению наиболее эффективных разработок в текущие и перспективные авиастроительные проекты (программы). 

Все результаты данной экспертизы также отражены в новом разделе сайта «Предпроектные разработки и вопросы импортозамещения» для дальнейшего мониторинга.

Сентябрь 2022 г. - март 2023 г. Эксперты Технологической платформы приняли участие в выполнении работ по коммерческому проекту (договору) Ассоциации с АО «ОДК» «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК».

С момента создания Технологической платформы мы уделяли особое внимание вопросам повышения эффективности планирования и проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других видов работ, предшествующих серийному производству и поставкам высокотехнологичной продукции, к которой, безусловно, относится авиационная техника. Данная задача приобретает особую актуальность в условиях, когда финансирование или софинансирование данных работ осуществляется за счет средств бюджетной системы, так как в этом случае квалифицированный заказчик фактически отсутствует, и с особой остротой встает вопрос об эффективности бюджетных расходов и результативности проводимых исследований и разработок.

В современных условиях, с учетом задач по импортозамещению и обеспечению технологической независимости страны, а также на основе международного опыта, предусматривающего широкое участие промышленности (бизнеса) в планировании, проведении исследовательских и технологических работ и внедрении их результатов (подробнее – см. в разделе «Платформа» по адресу: https://aviatp.ru/interexp), данная задача становится еще более актуальной. Участие промышленности (бизнеса) и независимых экспертов в определении приоритетов научно-технологического развития, формировании тематик конкурсных лотов, выборе исполнителей НИР и ОКР может стать гарантией качества и результативности будущих работ, обеспечении конкурентоспособности создаваемой продукции.

Одним из ключевых элементов повышения эффективности управления научными исследованиями и разработками является внедрение системы оценки уровней готовности технологий, адаптированной к условиям конкретных отраслей и широко применяемой в практике ведущих авиастроительных компаний. Решению данной задачи была посвящена очередная выполненная Ассоциацией НИР.

Обсуждение самой необходимости данной работы и требований к ее содержанию с участием представителей Технологической платформы и АО «ОДК» началось еще в 2019 году. По результатам длительных согласований в 2022 году был объявлен конкурс на выполнение соответствующей НИР. В целом, данная работа продолжает серию коммерческих договоров (проектов), выполненных Ассоциацией в предыдущие годы по тематике развития двигателей для малой авиации и БЛА, а также государственной политики в сфере развития экспериментальной и полигонной базы, представленных в данном разделе. Однако, в отличие от предыдущих работ, заказчиком проекта выступает предприятие реального сектора экономики – головная организация отрасли авиационного двигателестроения; данной работе придается повышенное значение с точки зрения совершенствования системы организации работ по созданию всей линейки российских двигателей.

Кроме того, результаты данного проекта могут быть полезны и для других подотраслей авиационной промышленности, а также востребованы в практике деятельности различных высокотехнологичных компаний, органов государственной власти и фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

В условиях ограниченного времени на выполнение проекта и необходимости охвата большого количества предприятий АО «ОДК», на проектах которых по рекомендациям заказчика необходимо проведение апробации разработанной методологии –руководством и аппаратом Ассоциации были предложены новые подходы к организации взаимодействия с выбранными пилотными организациями. На основе предварительно разработанных методических и аналитических материалов и выявления ключевых направлений, требующих согласования, были организованы и проведены экспертные интервью с профильными специалистами, объединенными по основным группам компетенций (конструкторы, технологи, специалисты кадровых подразделений).

По результатам проведенных мероприятий были уточнены подходы к оценке уровней готовности проектов, проведена апробация разработанной методологии, собрано большое количество ценной научно-технической и производственной информации. После обработки всех полученных откликов и рекомендаций, а также проведения согласительных совещаний с заказчиком – исполнителями проекта были сформированы итоговые отчетные материалы по проекту.

Подробнее с информацией о содержании и подходах к выполнению НИР «Уровень» можно ознакомиться в разделе «Коммерческие проекты» по адресу: https://aviatp.ru/commercprojects#Metodology.

∗ ∗ ∗

Актуализация состава экспертов Технологической платформы в 2022-2023 гг.

20 апреля 2022 г. В соответствии с Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», утвержденным решением Наблюдательного совета Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» 14 ноября 2017 г. (подробнее – см. на сайте ТП по адресу: https://aviatp.ru/expertcouncil#Polozheniye – в настоящее время проводится актуализация состава экспертов Технологической платформы.

Требования к экспертам содержатся в п. 3.2 Положения. Информация об экспертах, включенных в состав официальных экспертов Технологической платформы решением Правления Ассоциации от 19 декабря 2018 г., представлена на сайте ТП в разделе «Экспертный совет» по адресу: https://aviatp.ru/expertinfo#Experts (вход только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов).

В соответствии с решением Правления Ассоциации от 19.12.2018 г. в состав экспертов Технологической платформы включены, как представители организаций - членов ТП, так и других организаций.

Общее количество экспертов, включенных в состав официальных экспертов Технологической платформы, в настоящее время составляет 166 человек, в том числе:

  • представители организаций промышленности (конструкторские, производственные и прочие промышленные организации) – 51 чел.;
  • представители организаций науки (отраслевые институты, высшие учебные заведения, институты Российской академии наук) – 98 чел.;
  • представители транспортных организаций (авиакомпании) – 5 чел.;
  • представители прочих организаций (консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, прочие организации) – 12 чел.

В состав экспертов ТП входят 50 специалистов, имеющих степень доктора наук, и 51 кандидат наук.

Основные области специализации экспертов:

  1. Самолеты, вертолеты и научно-технический задел (НТЗ) по аэродинамике, прочности, аэроакустике, безопасности полетов и системам управления.
  2. Авиадвигатели и силовые установки и НТЗ по ним.
  3. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и НТЗ по нему.
  4. Авиационные агрегаты, системы и НТЗ по ним.
  5. Авиационные материалы и технологии.
  6. Производственные (промышленные) технологии, включая техническое обслуживание, эксплуатацию, проведение ремонта и утилизации авиационной техники.
  7. Послепродажное обслуживание авиационной техники.
  8. Развитие экспериментальной и полигонной базы.
  9. Система управления воздушным движением (система организации воздушного движения).
  10. Наземная авиационная инфраструктура (аэродромы и аэропорты).
  11. Финансово-экономический и инвестиционный анализ в области авиационной деятельности.
  12. Нормативно-правовое и методическое обеспечение развития авиастроения и авиационной деятельности.

Примечание: На момент принятия действующей редакции «Положения об экспертизе» Технологической платформы направление «беспилотные авиационные системы» в явном виде не было выделено. В настоящее время мы считаем, что БАС относятся к п. 1 Рубрикатора. Данное изменение будет учтено при очередной корректировке «Положения».

Более подробная информация о количественном и структурном составе экспертов Технологической платформы представлена в Таблице «Информация об экспертах ТП «АМиАТ», а основные результаты экспертной работы за период 2018-2021 гг. – в документе «Перечень экспертных работ ТП «АМиАТ».

Таблица («Информация об экспертах ТП «АМиАТ»)

Перечень экспертных работ ТП «АМиАТ»

Просим Вас заполнить и направить в адрес Ассоциации анкеты экспертов, предлагаемых к включению в состав официальных экспертов Технологической платформы (срок – до 20 мая 2022 г.; анкеты также отправлены по электронной почте персонально).

Анкета (форма)

 

По состоянию на 1 августа 2022 г. получено 87 заполненных анкет экспертов, представляющих 30 организаций или выдвинутых по собственной инициативе. Еще ряд экспертов и организаций находятся в процессе подготовки (заполнения) анкет.

В соответствии с Положением, окончательное решении о включении в состав официальных экспертов Технологической платформы принимает Правление Ассоциации.

Март - апрель 2023 г. Аппаратом Ассоциации был проведен дополнительный сбор предложений по кандидатурам экспертов, а также уточнение (актуализация) информации по ранее представленным кандидатурам. Всего на текущий момент от организаций - участников Технологической платформы, заинтересованных организаций и специалистов поступила 121 кандидатура экспертов, представляющих 49 организаций. Вопрос об утверждении нового состава экспертов ТП планируется вынести на рассмотрение ближайшего заседания Правления Ассоциации.

31 июля 2023 г. В соответствии с решением Правления Ассоциации от 27 июля 2023 г. и Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы, утвержденным решением Наблюдательного совета Ассоциации от 14.11.2017 г., утвержден новый состав официальных экспертов Технологической платформы в количестве 121 человека. Данные специалисты являются представителями 49 организаций, в том числе:

  • организаций промышленности (конструкторские, производственные и прочие промышленные организации) – 45 чел.;
  • организаций науки (отраслевые институты, высшие учебные заведения, институты Российской академии наук) – 68 чел.;
  • прочих организаций (консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, прочие организации) – 8 чел.

Из общего числа экспертов степень доктора наук имеют 32 чел., степень кандидата наук – 46 чел..

Общий список и анкеты экспертов размещены в закрытом разделе сайта «Экспертный совет» (вход в раздел – по адресу: https://aviatp.ru/cabinettp#internaldocs), доступном только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления.

Благодарим все организации - члены Ассоциации и специалистов, принявших участие в актуализации состава экспертов, и надеемся на дальнейшее конструктивное сотрудничество!

∗ ∗ ∗

 Основные акценты в  экспертной деятельности в рамках новых направлений технологического развития РФ (2023-2024 гг.) –
курс на импортозамещение.

В связи с глобальным изменением геополитической обстановки в стране и в мире в 2022-2023 гг. произошли серьезные изменения и в технологической политике Российской Федерации. Появились новые задачи, связанные, как с обеспечением функционирования ранее поставленного в страну импортного оборудования, так и с необходимостью ускоренного создания и внедрения российских продуктов и технологий. В этих условиях важнейшей задачей всех участников авиационной отрасли является скорейшая разработка и вывод на рынок отечественных воздушных судов, двигателей, импортозамещение отдельных систем и агрегатов, создание необходимых отечественных станков, оборудования, материалов, программного обеспечения. Также, первоочередными задачами являются вопросы замещения иностранных расходных материалов, запасных частей и комплектующих, освоение компетенций технического обслуживания и ремонта, необходимых для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации ранее поставленных в страну иностранных ВС. Технологическая платформа заинтересована в решении указанных задач, и мы готовы оказывать содействие всем членам Ассоциации по данным направлениям.

С учетом отмеченных выше изменений в технологической политике изменились подходы к проведению экспертизы. С одной стороны, по-прежнему, ключевой задачей остается поддержание высокого профессионального уровня и объективности экспертизы Технологической платформы, и аппарат Ассоциации продолжает активную работу с экспертами ТП, включая мониторинг их деятельности, оценку качества формируемых заключений, поиск новых специалистов, обладающих высокими компетенциями. С другой стороны, важно сконцентрировать усилия на тех направлениях, в которых имеется наибольшее отставание и развитие которых может внести существенный вклад в обеспечение технологического суверенитета.

Кроме того, особое внимание следует уделять объективной оценке уровня готовности разрабатываемых технологий и их экспериментальной проверке, с учетом отраслевой специфики и возможностей получения доступа к необходимой информации (о результатах выполненной Ассоциацией НИР «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» (шифр «Уровень») – см. в разделе «Коммерческие проекты») по адресу: https://aviatp.ru/commercprojects#NIR_4; о направлениях и проектах развития экспериментальной базы, рассматриваемых в рамках деятельности Технологической платформы – см. в разделе «Предпроектные разработки и вопросы импортозамещения» по адресу: https://aviatp.ru/preprojects#EPB).

Еще одной особенностью и тенденцией развития российского авиастроения в новых геополитических условиях, в т.ч. проявившейся в рамках экспертной деятельности Технологической платформы, стало ускоренное и интенсивное развитие внутренней кооперации. Если в предыдущий период в условиях открытого рынка российские компании - финалисты, стремясь к международной конкурентоспособности своих разработок, активно взаимодействовали с иностранными компаниями - поставщиками, используя преимущества широкой международной кооперации (о реализации авиастроительных программ, осуществляемых с участием мер государственной поддержки – см. в разделе «Аналитический центр» по адресам: https://aviatp.ru/statefunding#Business-plans; https://aviatp.ru/airproganalytics); то в современных условиях отечественные компании - разработчики и производители пытаются наладить (выстраивать) производственные и коммерческие отношения с российскими партнерами, как среди компаний, так и среди отдельных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом. В качестве примера можно привести недавно проведенную Ассоциацией экспертизу проектов создания авиационных поршневых двигателей для БПЛА, предлагаемых одним из наших экспертов – А.Г. Костенко (см. ниже).

Следует подчеркнуть, что развитие внутрироссийской научно-технической и производственной кооперации, учитывая особенности межведомственной организации и низкий стартовый уровень отечественных разработок, является чрезвычайно сложной задачей. О предложениях Технологической платформы по организации деятельности воздушного транспорта и авиационной промышленности Российской Федерации в новых экономических условиях, в т.ч. путем участия различных групп организаций отрасли в научно-технической и производственной кооперации – см. в разделе «Кабинет ТП» по адресу: https://aviatp.rucabinettp#programm.

Экспертиза проекта федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации»

Сентябрь 2023 г. В силу специфики деятельности Технологической платформы, предусматривающей регулярный анализ (мониторинг) нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере развития науки и технологий в Российской Федерации, а также благодаря информационному взаимодействию с организациями - участниками ТП, мы получили возможность ознакомиться с проектом федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации».

Учитывая значимость данного закона, призванного урегулировать отношения в сфере технологической политики в Российской Федерации по достижению технологического суверенитета, аппарат Ассоциации оперативно организовал экспертное рассмотрение проекта документа. В рассмотрении (оценке) проекта закона приняли участие 27 экспертов, представляющих 22 организации. Заключения и мнения экспертов размещены в закрытом разделе сайта «Экспертный совет» (вход в раздел – по адресу: https://aviatp.ru/fcabinettp#internaldocs; доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления).

По мнению подавляющего большинства экспертов, проект закона нуждается в серьезной доработке, включая как уточнение определений используемых терминов и понятий, так и корректировку содержания отдельных статей, в том числе устанавливающих порядок формирования и реализации технологической политики в Российской Федерации.

В частности, на наш взгляд, требуют корректировок положения, касающиеся порядка формирования и реализации проектов, планируемых к поддержке со стороны государства – проектов технологического суверенитета, проектов по развитию сквозных технологий, а также проектов, финансируемых в рамках деятельности государственных институтов развития, в части аккумулирования (консолидации) спроса, а также стимулирования конкуренции среди разработчиков и производителей.

Кроме того, необходимо уточнение положений законопроекта, касающихся порядка проведения экспертизы данных проектов. Закон должен обеспечить объективность, комплексность и независимость такой экспертизы, в том числе путем использования экспертно-аналитического потенциала российских технологических платформ, специально созданных для инновационного развития своих отраслей и обеспечения высококачественной экспертизы с участием профессионального отраслевого сообщества.

Среди положительных моментов законопроекта следует отметить наличие в нем в числе требований к содержанию проектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, показателей достижения уровней готовности технологий и уровней готовности производства (о разработке Ассоциацией адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» – см. в разделе «Коммерческие проекты» по адресу: https://aviatp.ru/commercprojects#NIR_4).

По итогам рассмотрения экспертами Технологической платформы проекта федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации» было подготовлено сводное резюме и перечень основных замечаний и предложений по тексту законопроекта. Данные материалы были направлены в Российскую академию наук и Министерство экономического развития Российской Федерации (в рамках совместного обращения с 5-ю другими заинтересованными технологическими платформами).

Закон (замечания, предложения 

Согласно полученному ответу Минэкономразвития России, ряд наших предложений по тексту законопроекта были частично учтены, так как совпали с мнениями экспертов других организаций, что говорит о высоком уровне профессионализма экспертов ТП. По информации коллег, другие наши замечания были переданы в вышестоящие инстанции (так как мы немного не уложились в сроки подачи предложений), и мы надеемся, что они будут учтены при дальнейшей доработке проекта закона.

Благодарим всех экспертов, принявших участие в экспертизе проекта закона и подготовке предложений по его совершенствованию!

Экспертиза проекта Технического задания на разработку Межведомственной комплексной целевой программы по производству и применению воздухоплавательной техники на транспорте

Декабрь 2023 г. По обращению организации - члена Ассоциации – АО «ДКБА» – аппаратом Ассоциации было организовано и проведено экспертное рассмотрение проекта Технического задания на проведение НИР по разработке Межведомственной комплексной целевой программы (МКЦП) по производству и применению воздухоплавательной техники на транспорте (шифр «МКЦП-2024»).

Повышенное внимание к данному направлению связано с тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 декабря 2023 г. № 3534-р в Единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года было включено мероприятие «Подготовка предложений по разработке и реализации проектов в интересах создания дирижабельных средств транспортировки грузов массой 30 - 200 тонн в труднодоступных районах Арктической зоны».

При этом развитие аэростатических летательных аппаратов, а также авиационное и научно-технологическое обеспечение Арктики являются одними из перспективных направлений деятельности Ассоциации. В предыдущие годы Технологическая платформа организовала и провела ряд специальных экспертно-аналитических мероприятий по данным направлениям; а наши представители и эксперты участвовали в большом количестве мероприятий, на которых рассматривались и обсуждались вопросы планирования и состояния работ в данных сферах. На сайте ТП созданы специальные разделы, посвященные данным тематическим направлениям (подробнее – см. в разделе «Новые технологии и перспективные направления» по адресам: https://aviatp.ru/aerostaticdev; https://aviatp.ru/arcticdevelopment; https://aviatp.ru/arcticdevelopment#Review).

В Плане мероприятий по обеспечению деятельности Технологической платформы на 2023 год и на период до 2027 г., утвержденном решением Правления Ассоциации от 27 июля 2023 г., предусмотрено соответствующее направление (предложение от участника Ассоциации) – «Об авиационном обеспечении развития Крайнего Севера и Арктики» (подробнее – см. в разделе «Кабинет ТП» по адресу: https://aviatp.ru/cabinettp#27072023).

Ускоренное рассмотрение проекта Технического задания на разработку Межведомственной комплексной целевой программы по производству и применению воздухоплавательной техники на транспорте связано с тем, что в настоящее время в рамках исполнения поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова и письма Министерства транспорта Российской Федерации рассматривается возможность организации разработки данной Программы.

По итогам рассмотрения проекта Технического задания экспертами ТП было подготовлено заключение о том, что данная работа соответствует направлениям Стратегической программа исследований и разработок Технологической платформы, предусматривающим в т.ч. разработку (создание) дирижаблей транспортного назначения различной размерности для решения широкого круга народнохозяйственных задач, и, в случае ее успешного выполнения могла бы обеспечить формирование обоснованных планов и последующую эффективную реализацию проектов по созданию дирижабельных средств для транспортировки грузов для применения в т.ч. в труднодоступных районах Арктической зоны.

Учитывая нашу заинтересованность в разработке максимально качественной межведомственной комплексной целевой программы по производству и применению воздухоплавательной техники на транспорте и ее последующей реализации, мы готовы оказать всяческое содействие АО «ДКБА», другим заинтересованным органам и организациям в продвижении данной инициативы.

Экспертиза проектов малоразмерных поршневых двигателей для БПЛА, предлагаемых А.Г. Костенко

Февраль 2024 г. В конце 2023 года в аппарат Технологической платформы обратился один из ведущих экспертов ТП в области поршневого двигателестроения А.Г. Костенко с просьбой рассмотреть предлагаемые им проекты создания авиационных поршневых двигателей для БПЛА с целью привлечения к ним внимания общественности и поиска потенциальных инвесторов или иных заинтересованных лиц. 

С учетом значимости тематики создания в стране производства авиационных поршневых двигателей, аппаратом ТП было организовано экспертное рассмотрения материалов, полученных от А.Г. Костенко. В рассмотрении проекта приняли участие члены рабочей группы Технологической платформы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также большое количество профильных специалистов.

Письменные заключения получены от 10 экспертов ТП, на большинство из которых автор дал развернутые пояснения. Ряд замечаний экспертов были учтены А.Г. Костенко при доработке проектов. На текущий момент, исходя из полученных отзывов и комментариев, мнения экспертов разделились. Одна часть считает, что проекты крайне перспективны, и необходимо приложить максимум усилий для их скорейшей реализации. Другие, признавая инновационность разработки, отмечают высокие риски практической реализации данных проектов и необходимость проведения масштабных предварительных экспериментальных работ.

Приведем лишь некоторые наиболее яркие комментарии, полученные от экспертов:

«Здравствуйте, Алексей Геннадьевич! С большим удовольствием читал Ваши статьи и смотрел чертежи, спасибо Вам – сейчас таких мало. Модели выполнены отлично! В Ваших предложениях заложены самые прогрессивные идеи: золотниковое управление газораспределением, кривошипно-кулисный механизм (в компрессорах он «плавает» в масле), уравновешивание тронкового механизма... [на предыдущем месте работы эксперта] делали моторы с вращающейся гильзой – работал, по схеме Баландина, РПД – проводили длительные испытания и т.д. За нашими плечами было опытное производство, стенды и мощнейший завод. Серийно выпускали поршневые двигатели (несколько миллионов штук). В ЦИАМ также были такие работающие моторы, но больших мощностей с великолепными параметрами. Сейчас нужно начинать все с нуля, это под силу НАМИ, ЦИАМ при поддержке заводов. Ваш мотор, как и любой другой, технологически сложен – в «гараже» его не сделать».

«ДВС с золотниковой системой газораспределения можно пробовать разрабатывать в качестве силовой установки для БПЛА, но, учитывая полное отсутствие у современного поколения конструкторов опыта в подобных системах, целесообразно для начала провести НИР в этой области и создать, при наличии инвестора, экспериментальный мотор мощностью 5…8 л.с., на котором отработать параметры системы, подобрать материалы, проверить ресурс и т.п.».

Благодарим всех экспертов, принявших участие в рассмотрении (оценке) проекта!

Материалы проекта, а также результаты проведенной экспертизы, включая заключения экспертов и ответы (комментарии) автора, размещены в закрытом разделе «Экспертный совет» (вход в раздел: https://aviatp.ru/cabinettp#internaldocs, и далее по адресу: https://aviatp.ru/expertinfo#Kostenko; доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления).

По результатам рассмотрения проекта были получены предложения по сотрудничеству с автором; соответствующие шаги по организации взаимодействия заинтересованной организации с А.Г. Костенко со стороны аппарата Технологической платформы были предприняты.

По согласованию с автором, размещаем на сайте ТП пояснительную записку А.Г. Костенко по предлагаемым им разработкам.

Пояснительная записка

Полные материалы проекта могут быть предоставлены по отдельному запросу. При наличии предложений по взаимодействию с автором и комментариев по проекту необходимо связаться с аппаратом Ассоциации. Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Результаты данной экспертизы являются достаточно показательными с точки зрения текущего состояния экспертной деятельности нашей Технологической платформы, а также проблем в организации работ в области инноваций и импортозамещения в Российской Федерации. Весь опыт нашей предыдущей экспертной деятельности показывает, что качество экспертизы Платформы находится на достаточно высоком уровне и позволяет грамотно и профессионально выявлять суть рассматриваемых вопросов (проектов), с учетом имеющихся научно-технических и организационных рисков.

В то же время возможностей для практического внедрения и продвижения проектов (разработок), которые являются действительно актуальными и перспективными в современных условиях, у Платформы, как и у многих компаний и отдельных специалистов, крайне мало. Напомним, что российские технологические платформы создавались именно для того, чтобы на базе качественной и высокопрофессиональной экспертизы помогать государству в определении направлений исследований и разработок, имеющих реальную коммерческую перспективу. К сожалению, в настоящее время результаты экспертной деятельности техплатформ практически не востребованы со стороны федеральных органов государственной власти.

При этом, многие перспективные разработки, выполняемые отдельными компаниями и специалистами, в т.ч. в целях импортозамещения, выявленные по результатам экспертизы Технологической платформы, не могут быть доведены до серийного производства по причине отсутствия у данных коллективов достаточных ресурсов для проведения необходимых экспериментальных исследований и испытаний. Одной из наиболее острых проблем остается состояние и доступ к объектам экспериментальной и испытательной базы.

В этих условиях, по мнению Технологической платформы, крайне важно объединить высококачественную экспертизу, выполняемую на базе Платформы, с доступом к необходимым объектам экспериментальной базы, с тем, чтобы, основываясь на результатах проведенных испытаний, сконцентрировать ресурсы на наиболее важных (приоритетных) направлениях, обеспечивающих ускоренное достижение национального технологического суверенитета. 

 

∗ ∗ ∗

 

Подробная информация о результатах экспертизы проектов Технологической платформы представлена в разделе сайта «Внутренние документы Ассоциации» (доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации).

 

ДАННЫЕ ОБ ЭКСПЕРТАХ
И РАБОТЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

вход только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации (экспертов)
и членов органов управления Платформы