Здесь нашел интересный обзор

О Технологической платформе

 

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была образована 29 ноября 2010 г. Организациями - инициаторами создания Платформы выступили:

  • ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ»);
  • ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФГУП «ГосНИИАС»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП «ГосНИИ ГА»).

В дальнейшем к Технологической платформе присоединились ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростех», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ОАО «Аэрофлот», Группа компаний «Волга-Днепр», ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», другие ведущие российские разработчики и производители авиационной техники, интегрированные структуры, авиакомпании, высшие учебные заведения.

В соответствии с Меморандумом об образовании Технологической платформы Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» является формой реализации частно-государственного партнерства, способом мобилизации возможностей заинтересованных сторон (государства, бизнеса, научного сообщества) и инструментом формирования научно-технической и инновационной политики для поддержания инновационного развития и технологической модернизации российской экономики в части решения социально-экономических задач повышения территориальной мобильности рабочей силы, доступности для населения страны свободного перемещения как неотъемлемого элемента обеспечения качества жизни, удовлетворения потребностей экономики в грузовых авиаперевозках.

Стратегической целью Технологической платформы является создание технологического базиса, включающего совокупность «прорывных» технологий радикального улучшения показателей мобильности населения в России, увеличения объема грузоперевозок и иных авиационных работ для различных отраслей экономики, что предопределит появление новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг, а также обеспечит быстрое распространение передовых технологий как в авиационной, так и в смежных отраслях экономики.

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» включена в перечень технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол № 2 от 01.04.2011 г.).

Организациями - координаторами Платформы являются: ФГУП «ЦАГИ», ПАО «ОАК», Государственная корпорация «Ростех».

На начальном этапе деятельности Технологической платформы основной акцент был сделан на развитии Платформы в качестве коммуникационной площадки. Всего за период 2012-2015 гг. было проведено более 40 тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, в том числе по направлениям создания научно-технического задела в отрасли, методологии формирования Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, проектам и планам работ по конкретным направлениям:

  • в 2012 году – 12 мероприятий (рассмотрено 144 направления работ и 22 проекта создания ВС, предлагаемых ведущими научно-исследовательскими организациями отрасли);
  • в 2013 году – 15 мероприятий (в т.ч. было рассмотрено 50 перспективных научно-исследовательских проектов, предложенных 13 высшими учебными заведениями);
  • в 2014 году – 12 мероприятий (в т.ч. первое выездное мероприятие – круглый стол «Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики» в г. Нарьян-Маре);
  • в 2015 году – 10 мероприятий (в т.ч. открытое (расширенное) заседание Правления Технологической платформы).

Одним из важнейших результатов работы Платформы стало участие в разработке и согласовании государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 гг.», прежде всего, подпрограммы «Авиационная наука и технологии». В результате, в декабре 2012 г. государственная программа была утверждена, в ее состав были включены мероприятия по повышению эффективности организации и проведения работ в области авиационной науки и технологий, запланировано существенное увеличение объемов финансирования работ по созданию научно-технического задела.


В 2015-2016 гг. организационная структура Технологической платформы претерпела существенные изменения. В соответствии с требованиями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России на базе Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была создана некоммерческая организация – Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (далее также – Ассоциация). Учредителями Ассоциации выступили 45 организаций - участников Технологической платформы (Протокол Общего собрания учредителей Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» от 01.12.2015 г. № 1).

В 2016 году Ассоциация была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, Едином государственном реестре юридических лиц, поставлена на учет в Федеральной налоговой службе, фондах социального обеспечения, началось ее функционирование в качестве самостоятельного юридического лица.

В соответствии с Уставом Ассоциации, предметом деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования Технологической платформы, содействие членам Ассоциации в осуществлении научной, научно-технической, инновационной, образовательной, управленческой, информационно-аналитической, консалтинговой, маркетинговой, рекламной деятельности в области авиастроения, авиации, авиационных и авиационно-космических технологий по следующим основным направлениям:

  • содействие в организации взаимодействия участников Технологической платформы;
  • привлечение бюджетного и внебюджетного финансирования проектов и программ в рамках Технологической платформы;
  • планирование деятельности членов Ассоциации в рамках Технологической платформы, в том числе проектов и программ, организация разработки основных плановых, прогнозных и программных документов Технологической платформы;
  • содействие в осуществлении мониторинга функционирования Технологической платформы, в том числе реализации проектов и программ в рамках Технологической платформы;
  • содействие в технической и организационной поддержке реализации проектов и программ в рамках Технологической платформы;
  • содействие в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках Технологической платформы;
  • содействие в формировании потребности в кадровом обеспечении высокотехнологичных областей создания и использования авиационной техники и других средств воздушного транспорта, содействие в подготовке кадров по авиационным специальностям;
  • содействие разработке норм, правил и стандартов государственного регулирования, ускоряющих инновационные процессы и стимулирующих выведение новых продуктов (работ, услуг) на рынок авиаперевозок и других приложений авиационных технологий;
  • содействие трансферу технологий, созданных в рамках Технологической платформы, в авиационную промышленность и другие отрасли экономики России;
  • гармонизация развития авиационных технологий в России с соответствующими направлениями деятельности в рамках зарубежных технологических инициатив.

Таким образом, Ассоциация стала специализированной управляющей организацией, объединяющей основных участников и обеспечивающей функционирование Технологической платформы. В настоящее время членами Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» являются 51 организация (список членов Ассоциации), что составляет 46% от общего количества организаций - участников Технологической платформы.

Органами управления Ассоциации являются:

  • Общее собрание членов Ассоциации – высший орган управления;
  • Наблюдательный совет Ассоциации – постоянно функционирующий коллегиальный орган управления;
  • Правление Ассоциации – коллегиальный исполнительный орган;
  • единоличный исполнительный орган Ассоциации, функции которого осуществляет Председатель Правления Ассоциации.

Общее собрание членов Ассоциации является высшим органом управления Ассоциации. Основной функцией Общего собрания является обеспечение соблюдения Ассоциацией целей, в интересах которых она создана. К исключительной компетенции Общего собрания относится решение следующих основных вопросов:

1) определение приоритетных направлений деятельности Ассоциации, принципов образования и использования ее имущества;

2) изменение Устава Ассоциации;

3) определение порядка приема в состав членов Ассоциации и исключения из числа её членов;

4) принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, а также дополнительных имущественных взносов членов Ассоциации в ее имущество;

5) исключение из членов Ассоциации;

6) определение количественного состава Наблюдательного совета Ассоциации, избрание членов Наблюдательного совета Ассоциации, Председателя Наблюдательного совета Ассоциации и досрочное прекращение их полномочий;

7) определение количественного состава Правления Ассоциации, избрание членов Правления Ассоциации, Председателя Правления Ассоциации и досрочное прекращение их полномочий;

8) принятие решений о создании Ассоциацией других юридических лиц, об участии Ассоциации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Ассоциации;

9) принятие решений о реорганизации и ликвидации Ассоциации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

10) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора Ассоциации;

11) утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Ассоциации;

12) утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора ассоциации;

13) принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;

14) принятие решений о дополнительных имущественных взносах членов в ее имущество.

Очередное Общее собрание членов Ассоциации должно проводиться не реже одного раза в год.

В состав Наблюдательного совета Ассоциации могут входить как представители организаций - членов Ассоциации, так и представители организаций, не являющихся членами Ассоциации, в частности:

  • управляющих организаций интегрированных структур, действующих в сфере авиастроения и смежных отраслях;
  • авиаперевозчиков и организаций авиационной инфраструктуры;
  • фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных институтов развития;
  • федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления.

С целью обеспечения сбалансированности и эффективности принимаемых решений Уставом Ассоциации предусмотрено равное (пропорциональное) представительство в составе Наблюдательного совета организаций науки и бизнеса (промышленности). Срок полномочий членов Наблюдательного совета составляет 1 год. В настоящее время в состав Наблюдательного совета Ассоциации входят 15 человек; Председателем Наблюдательного совета является Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алёшин (состав Наблюдательного совета).

Основными функциями Наблюдательного совета являются:

  • утверждение документов, регламентирующих функционирование Технологической платформы;
  • утверждение стратегии развития Технологической платформы;
  • утверждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы;
  • утверждение организационной структуры Технологической платформы;
  • утверждение результатов деятельности Технологической платформы, в том числе годового отчета о деятельности Технологической платформы и реализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы;
  • мониторинг деятельности Технологической платформы на предмет эффективности и достижения целей ее формирования.

Заседания Наблюдательного совета Ассоциации созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в 6 месяцев.

Правление Ассоциации осуществляет текущее руководство деятельностью Ассоциации, обеспечивает выполнение решений Общего собрания членов Ассоциации и Наблюдательного совета Ассоциации и им подотчетно. В состав Правления могут входить только представители организаций - членов Ассоциации. Срок полномочий членов Правления составляет 1 год. В настоящее время в состав Правления входят 30 человек (состав Правления).

Основными функциями Правления являются:

1) принятие новых членов Ассоциации;

2) согласование документов, регламентирующих функционирование Технологической платформы, и передача их на утверждение в Наблюдательный совет Ассоциации;

3) согласование Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы и передача ее на утверждение в Наблюдательный совет Ассоциации;

4) утверждение плана мероприятий по обеспечению деятельности Технологической платформы на 5-7 лет и на ближайший год;

5) координация деятельности по разработке проектов, а также планов, положений и других документов Ассоциации;

6) утверждение состава и тематики проектов, реализуемых в рамках Технологической платформы;

7) утверждение состава дирекций (рабочих и экспертных групп), других специализированных органов Ассоциации, формируемых в соответствии с п. 5.6 настоящего Устава, и назначение их руководителей;

8) согласование годового отчета о деятельности Технологической платформы и реализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы и передача его на утверждение в Наблюдательный совет Ассоциации.

Заседания Правления Ассоциации созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца.

В соответствии с Уставом функции единоличного исполнительного органа Ассоциации осуществляет Председатель Правления Ассоциации. К компетенции единоличного исполнительного органа Ассоциации относится решение вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Общего собрания членов Ассоциации, Наблюдательного совета и Правления Ассоциации; в частности, Председатель Правления Ассоциации:

1) обеспечивает выполнение решений Общего собрания членов Ассоциации, Наблюдательного совета Ассоциации и Правления Ассоциации;

2) обеспечивает деятельность Наблюдательного совета Ассоциации и Правления Ассоциации, в том числе участвует в организации и проведении заседаний Наблюдательного совета и Правления Ассоциации;

3) без доверенности действует от имени Ассоциации, представляет её интересы в органах государственной власти, в отношениях с юридическими и физическими лицами;

4) совершает сделки от имени Ассоциации, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом, в том числе денежными средствами Ассоциации;

5) издает приказы о назначении на должность работников Ассоциации и об их увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

6) выдает доверенности, издает приказы и распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции.

В настоящее время Председателем Правления Ассоциации является Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ» А.А. Ким.

 

Действующая организационная структура Технологической платформы сформирована в соответствии с Уставом Ассоциации. В то же время предусмотрено дальнейшее развитие организационной структуры Платформы. Первоочередной задачей на данном этапе является организация качественной и эффективной экспертизы. Для этого после согласования и утверждения органами управления Ассоциации «Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы» (принято за основу на заседании Правления 12 марта 2015 г.) планируется формирование (избрание) Экспертного совета Платформы, а также актуализация состава экспертов и подписание с ними соответствующих соглашений.

На данный момент предусмотрено и используется в практике Платформы 2 способа проведения экспертизы:

1) заочное рассмотрение материалов заявок (проектов), которые мы направляем экспертам с просьбой оценить качество планируемых (выполняемых) работ и перспективы внедрения (коммерциализации) полученных результатов;

2) очное рассмотрение текущих (промежуточных, конечных) результатов реализации проектов, которые были поддержаны Платформой и выполняются в рамках соответствующих механизмов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Учитывая начальный (стартовый) период функционирования Ассоциации и ограниченный бюджет в условиях сложной экономической ситуации в стране и минимального размера членских взносов, установленных решениями Общего собрания, проведение экспертизы в рамках деятельности Платформы пока осуществляется бесплатно. В дальнейшем, после введения в действия Положения об экспертизе, наработки определенного опыта и демонстрации (подтверждения) высокого уровня профессионализма и объективности экспертизы Платформы планируется заключение соглашений с профильными федеральными органами исполнительной власти (Минобрнауки России, Минпромторгом России, Минтрансом России, Минобороны России, Федеральным агентством научных организаций) и государственными институтами развития (Фонд «Сколково», АО «Российская венчурная компания», Фонд содействия инновациям, Национальная технологическая инициатива, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Фонд развития промышленности, Российский научный фонд) об участии экспертов Платформы в рассмотрении соответствующих заявок (проектов). Это позволит повысить авторитет и статус Платформы и ее экспертов и обеспечить возможности для перехода к возмездному оказанию услуг.

Кроме того, имеются предварительные договоренности с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» о рассмотрении возможностей и условий подключения экспертов Платформы к специальным сервисам, обеспечивающих повышение качества экспертизы (система выявления текстуальной схожести, системы выявления копирования, системы семантического поиска, площадка содержательной оценочной экспертизы), реализованным в рамках обеспечения экспертной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.