Главная страница / Деятельность / Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ

 

Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ в Российской Федерации

Развитие института технологических платформ в Российской Федерации началось относительно недавно – в 2010-2011 гг., когда по инициативе Правительства Российской Федерации были разработаны базовые принципы формирования и функционирования технологических платформ и утвержден их начальный (стартовый) перечень. При формировании принципов функционирования технологических платформ в Российской Федерации изучался мировой опыт, и за основу была принята европейская модель, развитие которой в странах Европейского союза осуществляется с начала 2000-х годов.

В соответствии с действующими стратегическими и методическими документами технологические платформы рассматриваются в качестве одного из ключевых координационных и кооперационных механизмов реализации национальной инновационной политики, в рамках которого наука, государство, бизнес-структуры и потребители способны выработать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, обеспечить формирование и реализацию стратегической программы исследований и разработок. Технологические платформы способны сыграть важнейшую роль на стадии, предшествующей коммерциализации, путем расширения и координации работ по созданию научно-технического задела в рамках поисковых и прикладных исследований; обеспечить эффективную поддержку внедрения и коммерциализации наиболее перспективных разработок; активно участвовать в совершенствовании нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития. Формирование и функционирование технологических платформ рассматривается в качестве важных инструментов повышения открытости инновационной системы, создания дополнительного спроса на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечения малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей государственной инновационной политики.

И хотя на правовом уровне статус технологических платформ в Российской Федерации пока не установлен (единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; государственный заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации), ряд платформ развивается достаточно успешно и демонстрирует хорошие результаты в сфере координации научно-технологической деятельности.

В 2016 году, благодаря усилиям Министерства экономического развития Российской Федерации, наиболее активных и инициативных технологических платформ, других заинтересованных организаций, удалось привлечь внимание к судьбе института технологических платформ в Российской Федерации, прежде всего, со стороны федеральных органов исполнительной власти, и начать дискуссию о возможностях и условиях его «перезагрузки».

Подробнее

Важнейшим направлением дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации и организации межплатформенного взаимодействия на данный момент является объединение усилий и координация действий в области разработки и принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации в государственной научно-технической и инновационной политики.

Основными вопросами, которые предстоит решить в ближайшее время, на наш взгляд, являются:

  • необходимость установления более жестких требований к технологическим платформам с точки зрения представительства в них основных участников рынка, исследовательских, конструкторских и производственных организаций, в т.ч. формирования соответствующих управляющих организаций, включающих основных участников платформы;
  • необходимость корректировки основных положений (требований) к порядку функционирования технологических платформ, обеспечивающих качественное и «прозрачное» формирование стратегических программ исследований и разработок, тематических планов работ и проектов, привлечение необходимого внебюджетного софинансирования;
  • установление правового статуса технологических платформ, в т.ч. их роли и функций в реализации государственных и федеральных целевых программ, порядка взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

Мероприятия 2021 года

5 июля 2021 г. Разработанный в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О российских технологических платформах» внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с обращением ПАО «Аэрофлот» Ассоциация подготовила заключение по проекту федерального закона.

Учитывая нашу заинтересованность и участие в продвижении данной законодательной инициативы, Ассоциация полностью поддержала законопроект и направило по нему положительное заключение. Ниже представлены основные тезисы данного заключения.

Развитие технологических платформ в Российской Федерации осуществляется с 2010-2011 гг., когда Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям был утвержден Порядок формирования перечня технологических платформ и их начальный перечень (протоколы заседаний от 03.08.2010 г. № 4, от 01.04.2011 г. № 2). В настоящее время в официальный перечень технологических платформ включены 35 платформ.

Координацию и мониторинг деятельности технологических платформ в настоящее время осуществляет Межведомственная рабочая группа по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России. Она же рассматривает и одобряет методические документы, регулирующие деятельность платформ..

Концептуальные положения, посвященные развитию института технологических платформ в Российской Федерации, содержатся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (действует в редакции от 28.09.2018 г.), и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р (действует в редакции от 18.10.2018 г.). Отдельные положения по участию технологических платформ в реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2021 годы» установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 г. № 426 (действует в редакции от 01.12.2020 г.).

Однако отсутствие установленных на законодательном уровне механизмов участия технологических платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов и институтов развития не позволяет в полной мере реализовать существенный, накопленный в технологических платформах экспертный, координационный и коммуникационный потенциал в сфере научно-технической деятельности.

Разработанный депутатом Государственной Думы А.Л. Ветлужских проект федерального закона соответствует положениям указанных выше документов стратегического планирования и обеспечивает необходимую законодательную основу деятельности технологических платформ в Российской Федерации.

Закон (ТП)

Принятие данного законопроекта позволит сохранить накопленный экспертный и организационный потенциал технологических платформ и обеспечить повышение эффективности их функционирования, в т.ч. внести существенный вклад в реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части ускорения технологического и инновационного развития Российской Федерации. Следующие шаги по продвижению законопроекта будут предприниматься текущим составом Государственной Думы после окончания летних каникул в сентябре 2020 года или уже новым составом после его избрания и начала функционирования.


5 февраля 2021 г. Ассоциацией было получено письмо от Заместителя соруководителя Межведомственной рабочей группы по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России с информационными материалами о реализуемых механизмах поддержки инновационной деятельности в г. Москве, а также некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Предлагаем участникам Технологической платформы рассмотреть возможность участия в предстоящем конкурсе на предоставление грантов на реализацию комплексных инновационных проектов участников Московского инновационного кластера, а также в формировании Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». Подробнее о порядке оказания финансовой поддержки участникам инновационного кластера на территории г. Москвы для создания инфраструктуры в целях реализации комплексных инновационных проектов и других мерах поддержки участников Московского инновационного кластера, а также об участии в проекте создания Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» – см. в представленных ниже материалах, а также на сайте Московского инновационного кластера.

Кластер (г. Москва)

Грант (комплексный проект)

Компенсация затрат (оборудование)

Письмо (МРГ, 04.02.2021)

Обращаемся также к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением рассмотреть возможность участия в формировании проектных инициатив (заявки) Ассоциации «ТП «АМиАТ» для участия в ближайшем конкурсе поддержки проектов некоммерческих организаций, проводимом Фондом Президентских грантов, прежде всего, по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения». Срок подачи заявки – до 15 марта 2021 года.

Порядок и требования к формированию проектов некоммерческих организаций для участия конкурсе Фонда Президентских грантов представлены на сайте Фонда по адресу: пhttps://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/index, а также в представленном выше письме МРГ. Тематики направлений поддержки проектов в области науки, образования, просвещения – указаны на странице: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/science.

Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Мероприятия 2020 года

28 декабря 2020 г. В рамках подготовки заседания Межведомственной рабочей группы по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России по вопросу о деятельности технологических платформ состоялось совещание (в формате видеоконференцсвязи) по обсуждению результатов и перспектив развития деятельности технологических платформ.

Вел совещание Заместитель соруководителя Межведомственной рабочей группы по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, Старший директор по инновационной политике НИУ ВШЭ А.Е. Шадрин.

На совещании был представлен рейтинг и оценка текущей деятельности технологических платформ по результатам мониторинга деятельности технологических платформ за период 2015-2019 гг.

ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была включена в группу из трех платформ, имеющих высокий рейтинг на протяжении всего пятилетнего периода. Согласно проведенной оценке уровня качества (результативности) деятельности технологических платформ, наша Платформа набрала 87 баллов, что является четвертым по количеству баллов результатом. Бóльшие баллы (97 и 91) получили платформы («Текстильная и легкая промышленность», «СВЧ технологии» и «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности»), представившие в составе актуализированных стратегических программ исследований и разработок т.н. «дорожные карты реализации СПИ».

Вопрос о рисках, проблемах и целесообразности разработки актуализированной редакции СПИ, необходимости корректировки методических рекомендаций по мониторингу (оценке) деятельности технологических платформ неоднократно поднимался и обсуждался на заседаниях и совещаниях Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в Министерстве экономического развития Российской Федерации, а также на заседаниях органов управления нашей Платформы (подробнее – см. предложения ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по корректировке Методических рекомендаций по мониторингу деятельности технологических платформ, совещание в Министерстве экономического развития Российской Федерации по рассмотрению результатов оценки деятельности технологических платформ за 2018 год, заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, расширенное заседание Правления Ассоциации). Аппаратом и экспертами ТП был наработан большой объем обосновывающих и аналитических материалов, необходимых для разработки новой редакции СПИ; разработаны проекты актуализированных направлений исследований и разработок, наиболее перспективные для развития в рамках Технологической платформы, включая проекты соответствующих дорожных карт.

Ключевым проблемным вопросом, связанным с дальнейшей разработкой и реализацией Стратегической программы исследований и разработок ТП «АМиАТ», до сих пор остается неопределенность в правовом статусе российских технологических платформ и их роли в реализации государственной научно-технической и инновационной политики – прежде всего, в плане участия в формировании и реализации государственных и федеральных целевых программ, а также других механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Отсутствие правовых механизмов такого участия создает серьезные риски невозможности практической реализации заложенных в Стратегическую программу исследований и разработок направлений (проектов) работ, включая сложности с обоснованием затрат, интеллектуальных и других ресурсов, вкладываемых в разработку и актуализацию Программы.

О предложениях ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по повышению эффективности и дальнейшему развитию технологических платформ в Российской Федерации, включая предложения по оптимальным направлениям и формату взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, рабочими группами Национальной технологической инициативы и внесению изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ – см. в разделах «Мероприятия 2020 года», «Мероприятия 2018 года», а также в годовом отчете Технологической платформы за 2018 год в разделе «Внутренние документы Ассоциации»).

Кроме рейтинга и текущих результатов оценки (мониторинга) деятельности технологических платформ, на совещании были рассмотрены вопросы:

  • о возможностях участия технологических платформ в развитии Московского инновационного кластера;
  • о перспективах развития и деятельности технологических платформ.

По второму вопросу было принято решение о подготовке заседания Межведомственной рабочей группы по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России по вопросу о деятельности технологических платформ, запланированного на 2021 год. По мере поступления более подробной информации мы будем информировать об этом участников Платформы.


12 февраля 2020 г. В рамках деятельности Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения достигнута предварительная договоренность о возможности внесения в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ», устанавливающего правовой статус и возможности участия технологических платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Учитывая значимость данного закона в деятельности Технологической платформы, размещаем подготовленный аппаратом и экспертами Платформы презентационный материал, содержащий основные обосновывающие положения.

Презентация (закон, ТП)

 

Предлагаем организациям - участникам и экспертам Технологической платформы ознакомится с данным материалом и направить имеющиеся замечания и предложения.

Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Мероприятия 2019 года

30 августа 2019 г. В соответствии с решением Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России и письмом Минэкономразвития России Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» направила в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по корректировке Методических рекомендаций по мониторингу деятельности технологических платформ.

Письмо (АМиАТ, 30.08.2019 г.)

ТП (мониторинг, предложения)

Метод. рекомендации (ТП, мониторинг)


1 июля 2019 г. Состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором в том числе были рассмотрены вопросы функционирования и дальнейшего развития технологических платформ в Российской Федерации. По итогам заседания был одобрен рейтинг технологических платформ по результатам мониторинга их деятельности в 2018 году и принято решение о направлении его в Правительство Российской Федерации. Также, на заседании было признано целесообразным актуализировать методику оценки (мониторинга) деятельности технологических платформ и рекомендовать технологическим платформам и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти представить в Минэкономразвития России предложения по корректировке указанной методики в срок до 1 сентября 2019 г.

Согласно решению МВК, Минэкономразвития России с учетом предложений заинтересованных организаций должно представить на рассмотрение Межведомственной комиссии проект актуализированной методики в срок до 1 октября 2019 г. Кроме того, на заседании МВК было принято решение о рассмотрении на следующем заседании Межведомственной комиссии вопроса о нормативной и методической базе деятельности технологических платформ, использовании существующих и планируемых государственных инструментов поддержки, в том числе в рамках государственных программ.

В этом году на заседание Комиссии не были приглашены представители технологических платформ. С решениями, принятыми на заседании, можно ознакомиться в представленном ниже протоколе.

ПРОТОКОЛ (МВК)

28 июня 2019 г. Состоялось рабочая встреча - совещание с Председателем Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, заместителем Председателя ВЭБ.РФ (главным экономистом) - членом Правления А.Н. Клепачом.

Со стороны Технологической платформы в совещании принял участие Председатель Правления А.А. Ким. На встрече были рассмотрены актуальные вопросы деятельности Ассоциации «ТП «АМиАТ», а также направления дальнейшего развития и регулирования деятельности технологических платформ в Российской Федерации.


10 июня 2019 г. В Министерстве экономического развития Российской Федерации состоялось совещание, посвященное рассмотрению предварительных результатов оценки (рейтинга) деятельности технологических платформ за 2018 год и предложений по повышению эффективности их дальнейшего функционирования.

Вел совещание Ответственный секретарь Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин.

От ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» в совещании приняли участие Председатель Правления А.А. Ким и представитель одной из ведущих организаций - членов нашей Платформы – АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» – главный специалист – ученый секретарь НТС В.П. Ляпин.

Заведующая лабораторией ИМЭИ ВАВТ Т.А. Желтоножко представила основные результаты оценки (рейтинга) деятельности технологических платформ за 2018 год, проведенной на основании анализа соответствующих отчетных материалов платформ. В процессе обсуждения результатов оценки ряд платформ высказали свое несогласие и претензии к проведенной оценке. После совещания, составители рейтинга разослали в аппараты платформ детализированные информационные бюллетени с указанием баллов по оцениваемым направлениям работ и предоставили возможность высказать конкретные замечания по тем оценкам, с которыми платформы не согласны. Наш секретариат уже выслал свои возражения, и мы надеемся на дальнейшее конструктивное взаимодействие с Минэкономразвития России.

Многие представители платформ в очередной раз подняли вопрос о статусе платформ и правовых возможностях (основаниях) их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития. Координатор ТП «Фотоника» И.Б. Ковш проинформировал о ситуации с продвижением проекта федерального закона «О технологических платформах в Российской Федерации», внесенного одним из депутатов Государственной Думы (подробнее – см. в Разделе «Мероприятия 2018 года»). Учитывая затягивание процедуры рассмотрения и согласования законопроекта в Государственной Думе, в том числе в связи с необходимостью его согласования с федеральными органами исполнительной власти, Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким предложил вынести рассмотрение данного вопроса на заседание Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России с целью формулирования соответствующих поручений профильным министерствам.

В рамках заседания также состоялись выступления представителей Министерства экономического развития Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии, которые проинформировали об имеющихся инструментах содействия развитию инноваций в рамках международного сотрудничества со странами АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и Евразийского экономического союза, в том числе с участием технологических платформ. Кроме того, Заместитель директора Департамента стратегического развития Внешэкономбанка Л.Б. Водоватов проинформировал о недавно принятых решениях ряда крупных государственных компаний взять на себя обязательства по развитию отдельных перспективных технологических направлений и порекомендовал заинтересованным технологическим платформам наладить взаимодействие с данными компаниями.

С конкретными предложениями по использованию опыта Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» в деятельности отраслевых министерств, а также Министерства науки и высшего образования Российской Федерации выступил Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким. Суть предлагаемых инициатив состоит в том, что в предыдущие годы нашей Платформой был наработан богатый опыт экспертной и аналитической работы, включая анализ документов стратегического планирования, действующих и планируемых к принятию в сфере авиастроения и авиационной деятельности; формирование «дорожных карт» по приоритетным направлениям развития технологий в рамках деятельности ТП; экспертизу и мониторинг реализации проектов, поддержанных Платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». В рамках деятельности Платформы разработано и утверждено Положение о порядке организации и проведения экспертизы; сформирована обширная база экспертов, из которых в качестве официальных экспертов ТП аккредитованы 166 чел., включая 50 докторов и 51 кандидата наук; наработан практический опыт проведения экспертизы исследовательских и технологических проектов.

Учитывая текущее состояние отрасли, использование экспертного и аналитического потенциала Платформы, на наш взгляд, может внести существенный вклад в повышение эффективности развития авиастроения и воздушного транспорта в Российской Федерации, оказать позитивное влияние на выстраивание конструктивного взаимодействия между научными и промышленными организациями, разработчиками и эксплуатантами российской авиационной техники.

По итогам совещания были достигнуты договоренности с Министерством экономического развития Российской Федерации о подготовке и направлении в профильные федеральные органы исполнительной власти предложений ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по взаимодействию с данными органами, включая участие Технологической платформы в разработке, актуализации и реализации ключевых документов стратегического планирования и нормативно-правовых актов по профилю деятельности Платформы:

  • в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – предложения по Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, Основам государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года, государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
  • в Министерство транспорта Российской Федерации – предложения по Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы», Федеральным авиационным правилам «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей».

В настоящее время секретариат Ассоциации осуществляет подготовку данных писем, которые после их направления в соответствующие федеральные органы исполнительной власти будут опубликованы на сайте Платформы. Также, после получения от Министерства экономического развития Российской Федерации на сайте ТП будет размещен протокол состоявшегося заседания.

Мероприятия 2018 года

Октябрь 2018 г. В Государственной Думе Российской Федерации состоялось обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ. Согласно имеющейся информации, с учетом позиции Минобрнауки России в отношении Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», депутатами Государственной Думы было предложено рассмотреть возможность принятия отдельного (специального) закона «О технологических платформах в Российской Федерации»

Благодарим коллег из Технологической платформы «МТЭВС» (Промышленность будущего) за проявленную инициативу и размещаем проект структуры федерального закона «О технологических платформах в Российской Федерации», разработанный ТП «МТЭВС».

Закон о ТП (структура)

Обращаемся к заинтересованным технологическим платформам и экспертам с просьбой рассмотреть данный документ и направить свои комментарии и предложения (в т.ч. по содержанию федерального закона «О технологических платформах в Российской Федерации».

Контактные лица от Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Согласно имеющейся информации, в ближайшее время ожидается принятие решения Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России о создании соответствующего органа (комиссии) с функциями, аналогичными ранее действовавшей Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, при данной Правительственной комиссии, включая методическое сопровождение и регулирование деятельности технологических платформ.


Сентябрь 2018 г. В сентябре 2018 г. планировалось проведение заседания Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором в соответствии с протоколом заседания МВК от 25 июня 2018 г. должен быть рассмотрен проекта доклада в Правительство Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации (Подробнее).

Заинтересованными технологическими платформами, в т.ч. нашей Платформой, были подготовлены и направлены для рассмотрения и согласования предложения по оптимальным направлениям и формату взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, евразийскими технологическими платформами, рабочими группами Национальной технологической инициативы доклады, а также по проекту доклада в Правительство Российской Федерации.

Однако, рассмотрение данного вопроса на ближайшем заседании МВК оказалось невозможным, так как Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации» был упразднен Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и соответственно действовавшая при нем Межведомственная комиссия по технологическому развитию.  

Учитывая сложившуюся ситуацию, нашей Платформой совместно с рядом других ведущих технологических платформ, прежде всего тех, которые уже функционируют в форме некоммерческих организаций (ассоциаций) – проводятся консультации и совещания, на которых рассматриваются вопросы дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации и планы совместных действий в данном направлении.

12 сентября 2018 г. состоялось совещание представителей технологических платформ с Заместителем Президента Российской академии наук, членом-корреспондентом РАН В.В. Ивановым. На совещании были рассмотрены вопросы взаимодействия технологических платформ с Российской академией наук, в т.ч. по вопросам подготовки доклада о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации, организации взаимодействия с Координационным советом по приоритетным направлениям научно-технологического развития Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, взаимодействия с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

После совещания с Заместителем Президента Российской академии наук состоялось рабочее совещание заинтересованных технологических платформ, на котором были рассмотрены ключевые стратегические направления и ближайшие совместно планируемые действия, в т.ч. текущая ситуация с продвижением проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ, вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными организациями, другие организационные, правовые и методические вопросы.

На совещании были представлены и рассмотрены документы по дальнейшему развитию института технологических платформ в Российской Федерации, подготовленные ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»:

Предложения по повышению эффективности и дальнейшему развитию института технологических платформ в Российской Федерации (проект доклада в Правительство Российской Федерации)

Предложения по оптимальным направлениям и формату взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, евразийскими технологическими платформами, рабочими группами Национальной технологической инициативы

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ

Также, на основании предложения Исполнительного директора Ассоциации «Технологическая Платформа БиоТех2030» А.Г. Осьмаковой была достигнута предварительная договоренность о формировании и согласовании проекта документа (стандарта, положения) об экспертизе технологических платформ, который планируется предложить для подписания всем заинтересованным технологическим платформам, а в дальнейшем использовать в качестве основы для организации взаимодействия и проведения экспертизы техплатформ для заинтересованных органов и организаций. В настоящее время ведется осуждение возможного формата и содержания данного документа.


25 июня 2018 г. Состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором были рассмотрены вопросы текущего и перспективного развития технологических платформ в Российской Федерации. Вел заседание Председатель Комиссии, Заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления А.Н. Клепач.

Повестка дня заседания включала следующие вопросы, связанные с деятельностью технологических платформ:

  • О рейтинге технологических платформ по итогам мониторинга за 2017 год;
  • Анализ взаимодействия компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, с технологическими платформами.

Ответственный секретарь Комиссии, Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин проинформировал об основных изменениях в перечне технологических платформ, решения по которым планируется вынести на рассмотрение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России; а заведующая лабораторией ИМЭИ ВАВТ Т.А. Желтоножко представила основные результаты ежегодного мониторинга деятельности технологических платформ и их взаимодействия с компаниями с государственным участием по итогам анализа отчетных материалов технологических платформ и компаний с государственным участием.

Согласно представленной информации, по итогам мониторинга деятельности технологических платформ за 2017 год ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была отнесена к группе платформ с высоким уровнем результативности (всего в группе – 10 платформ), и заняла 1 место – по количеству компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития и осуществляющих или планирующих осуществлять взаимодействие с Платформой (всего – 9 компаний).

О рейтинге технологических платформ: Принципы составления рейтинга российских платформ изначально вызывали вопросы. В 2016-2017 гг. активно обсуждался вопрос о необходимости актуализации стратегических программ исследований и разработок технологических платформ с точки зрения их представления в более «проектно-ориентированном» формате; были внесены изменения в методические материалы по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы; платформам было рекомендовано представить обновленные и максимально качественно выполненные программы. Соответственно, в этом году самые высокие баллы получили те платформы, которые представили актуализированные СПИ, в составе которых присутствовали так называемые «дорожные карты» (планы развития технологических направлений/проектов/работ). В связи с этим, платформы, сделавшие акцент в своей деятельности на другие аспекты, в частности, на активную практическую работу (проектную, экспертную), оказались значительно ниже в рейтинге.

Также остается нерешенной проблема с выполнением требований по отчетности технологических платформ. Мы уже неоднократно поднимали данный вопрос, в т.ч. на недавно состоявшемся круглом столе в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017»: в связи с тем, что функционально состав российских платформ сильно неоднороден (некоторые платформы фактически являются подразделениями крупных государственных компаний или научных центров; другие функционируют преимущественно за счет членских взносов своих участников в качестве некоммерческих организаций; часть платформ фактически не действуют, а существуют только «на бумаге») – для многих из них некоторые требования по содержанию и срокам предоставления соответствующей отчетности являются практически невыполнимыми. Также проблемным остается вопрос с финансированием организационной и экспертно-аналитической деятельности платформ, необходимой в т.ч. для проведения качественных исследовательских и аналитических работ по изучению и прогнозированию развития рынков и технологий в соответствующей сфере для включения в состав подлежащих регулярной актуализации стратегических программ исследований и разработок технологических платформ. Планируемые в 2012-2013 гг. средства федерального бюджета на поддержку организационного развития платформ так и не были выделены; а стимулов для участия в финансировании данных работ крупных, прежде всего, государственных компаний, пока явно недостаточно.

Подобные проблемы делают затруднительным или практически невозможным дальнейшее функционирование ряда платформ и требуют, на наш взгляд, незамедлительного внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и государственных институтов развития с целью выработки более гибких требований и рекомендаций по стандартам деятельности технологических платформ. Одобренные в октябре 2017 г. новые редакции Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ, методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы, а также по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы – практически ничего не изменили в существующей системе регламентации деятельности платформ, и, главное – не создали практических механизмов реализации стратегических программ исследований и разработок платформ.

Возможным вариантом дальнейшего развития института технологических платформ и их эффективного участия в реализации государственной научно-технической и инновационной политики, на наш взгляд, могло бы стать введение системы классификации платформ с целью поэтапного приведения их функциональной структуры к целевым параметрам, соответствующим современным международным требованиям. И, самое главное – внесение необходимых поправок в законодательство Российской Федерации и формирование нормативно-правовой базы, четко регулирующей деятельность платформ, в т.ч. по вопросам взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными институтами поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

В качестве прецедента, на заседании было рассмотрено первое поступившее предложение об исключении из официального перечня платформ Технологической платформы «Радиационные технологии». В докладе И.М. Михеевой были представлены основные результаты деятельности данной платформы и высказано предложение о завершении ее функционирования и исключении из перечня платформ, утвержденного решениями Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Согласно представленной информации, за прошедший с момента создания платформы период ее координаторы – сначала Фонд «Сколково», а затем Ассоциация «Радтех» – вели достаточно активную деятельность и обеспечили выполнение практически всех требований методических рекомендаций по функционированию платформ. Была разработана концепция стратегической программы исследований и разработок, выполнено около 50 НИОКР, запущено около 30 стартапов, сформировано 5 консорциумов в области микроэлектроники, медицины и обрабатывающей промышленности (подробная информация о деятельности ТП «Радиационные технологии» представлена в приложении к Протоколу заседания МВК – см. ниже). И, тем не менее, координатор платформы принял решение о прекращении ее функционирования, а Комиссия признала выполненными задачи, для которых данная платформа создавалась.

К сожалению, в заседании не принимали участие представители организаций - участников и инициаторов создания Платформы, не были обозначены изначально поставленные цели создания ТП и анализ степени их достижения. Также, не рассматривались вопросы финансового обеспечения деятельности Платформы и эффективность ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, другими институтами развития. Единственным вопросом, поднятым на заседании, был вопрос о взаимодействии с профильной государственной корпорацией – ГК «Росатом», которая, по словам И.М. Михеевой, фактически не принимала участие в работе платформы.

Также на заседании (как и на предшествующем ему совещании в Минэкономразвития России) был затронут вопрос о Технологической платформе «Развитие российских светодиодных технологий». В предыдущие годы функции координатора данной платформы достаточно эффективно осуществляла некоммерческая организация – Ассоциация Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС). Однако в последние годы руководство Ассоциации неоднократно высказывалось об отсутствии реальных механизмов государственной поддержки функционирования платформ и фактически прекратило деятельность по обеспечению работы Платформы, включая представление соответствующей отчетности в Минэкономразвития России. Министерством экономического развития функции координатора платформы было предложено взять на себя АО «Росэлектроника» (входит в состав Государственной корпорации «Ростех»), однако представитель компании А.В. Брыкин высказался о возможности передачи функций координатора платформы другой холдинговой компании ГК «Ростех» – АО «Швабе», либо исключении ее из Перечня технологических платформ.

Еще одной технологической платформой, фактически прекратившей свое существование, стала ТП «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», координатором которой является ПАО «РЖД». Представитель компании П.В. Свистунов не смог ответь на вопрос о перспективах и будущем данной платформы.

В рамках обсуждения представленных докладов Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким поднял вопрос о механизмах взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, прежде всего, в части разработки, корректировки и реализации ключевых документов стратегического развития и государственных программ в соответствующей сфере и их взаимной увязки со стратегическими программами исследований и разработок технологических платформ, на примере деятельности ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Суть вопроса состоит в том, что многие платформы, вложившие серьезные аналитические и финансовые ресурсы в разработку и актуализацию стратегических программ исследований и разработок (СПИ) – основных документов технологического развития соответствующих отраслей, оказались в ситуации, когда практически невозможно организовать системную работу по их практической реализации.

В условиях отсутствия установленных на правовом уровне механизмов взаимодействия и координации с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными институтами развития, стратегические программы платформ оказались «подвешенными», либо произошло их «растаскивание» на отдельные проекты или документы. Причем, из-за требований методических документов, регламентирующих деятельность платформ, о необходимости открытого опубликования программ на сайтах платформ, во многих случаях данные программы стали источниками ценной аналитической информации для сторонних организаций и лиц, а в некоторых случаях послужили основой для формирования альтернативных научно-технологических инициатив со значительно зауженной (частной) тематикой.

Фактически, на данный момент оказался пока невостребованным наиболее ценный ресурс, которым обладают технологические платформы, а именно – возможность комплексного и интеграционного подхода к планированию и проведению перспективных исследований и разработок, организации сбалансированного взаимодействия науки, бизнеса и государства в области создания и внедрения инноваций. С учетом чрезвычайно амбициозных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в сфере технологического развития на период до 2024 года, в настоящее время очень важно переосмыслить опыт деятельности технологических платформ и в максимальной степени использовать накопленный ими экспертный и организационный потенциал для ускорения научно-технологического и инновационного развития страны.

В блоке, посвященном технологическим платформам, также выступил представитель Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ») А.А. Ежов, который проинформировал о разработке национальной программы развития управляемого термоядерного синтеза и плазменных технологий и предложении изменить название соответствующей технологической платформы с «Управляемый термоядерный синтез» на «Термоядерный синтез и плазменные технологии» для укрепления горизонтальных связей и расширения состава участников.

Отдельный блок вопросов совещания был посвящен программам инновационного развития компаний с государственным участием. Данный инструмент, направленный на стимулирование разработки и внедрения инноваций, был запущен одновременно с созданием института технологических платформ. На совещании были представлены и обсуждены новые редакции методических рекомендаций по разработке программ инновационного развития и оценке эффективности их выполнения.

По итогам обсуждения вопросов о функционировании российских технологических платформ Председатель Комиссии А.Н. Клепач предложил – на базе предложений организаций - координаторов платформ к сентябрю 2018 г. подготовить доклад в Правительство Российской Федерации о результатах и перспективах развития института технологических платформ в Российской Федерации, включая предложения по совершенствованию механизмов их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и компаниями с государственным участием.

ПРОТОКОЛ (25.06.2018 г.)

 

Также, в ближайшее время планируется более подробное обсуждение вопросов, поднятых на данном заседании (а также на предшествующем ему рабочем совещании в Минэкономразвития России) с участием представителей ведущих российских технологических платформ и других заинтересованных организаций.

В рамках подготовки к данному совещанию публикуем предварительный перечень направлений (механизмов) взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными институтами научно-технического и инновационного развития, подготовленный нашей и другими заинтересованными технологическими платформами:

  • согласование проектов стратегических и программных документов развития соответствующих отраслей, общероссийских (межотраслевых) документов научно-технологического и инновационного развития, стратегий и программ развития компаний с государственным участием с профильными технологическими платформами (в соответствии со сроками, установленными правилами и порядком разработки и реализации соответствующих документов);
  • рассмотрение и согласование федеральными органами исполнительной власти проектов стратегических программ исследований и разработок технологических платформ (постоянно, в соответствии со сроками и порядком разработки и актуализации соответствующих программ);
  • учет институтами развития проектов, включенных в стратегические программы исследований и разработок технологических платформ, в качестве первоочередных;
  • рассмотрение и согласование прогнозов развития рынков и технологий в сфере деятельности технологических платформ с положениями и мероприятиями отраслевых и межотраслевых стратегических и программных документов, планами и программами деятельности соответствующих органов и организаций (регулярно, не реже 1 раза в год);
  • включение представителей технологических платформ в состав экспертных, координационных, совещательных, руководящих и рабочих органов по вопросам разработки и реализации государственных и федеральных целевых программ, соответствующих фондов и институтов развития;
  • учет предложений технологических платформ при формировании тематик конкурсных лотов на очередной период действия государственных и федеральных целевых программ, программ (планов) деятельности соответствующих фондов и институтов развития (постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами; документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития);
  • участие технологических платформ в проведении экспертизы предложений (заявок) на выполнение работ и оценке полученных результатов в рамках реализации соответствующих государственных и федеральных целевых программ, деятельности фондов и институтов развития (постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами; документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития).

В проект доклада в Правительство Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации предлагается включить следующие основные положения (разделы):

  • цели создания технологических платформ и задачи государственной научно-технической и инновационной политики, на решение которых должна быть направлена деятельность технологических платформ;
  • требования, предъявляемые к технологическим платформам;
  • порядок и условия участия технологических платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ;
  • механизмы взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, государственными фондами и институтами развития, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием;
  • предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и проектам нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность технологических платформ.

Для обоснования предложений по дальнейшему развитию института технологических платформ в Российской Федерации и подготовки соответствующего доклада в Правительство Российской Федерации обращаемся ко всем заинтересованным технологическим платформам с просьбой представить свои предложения по указанным выше направлениям, а также информацию об основных результатах деятельности вашей платформы за прошедший период:

  • наиболее значимые инициативы, предложенные и реализованные технологической платформой, в т.ч. проекты стратегических и программных документов,  нормативно-правовых актов и иных документов, связанных с развитием перспективных рынков и технологий, подготовленные и направленные в соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
  • количество проектов, инициированных ТП за прошедший период, в т.ч. получивших соответствующее бюджетное и внебюджетное финансирование (сводные агрегированные данные);
  • данные о наличии некоммерческой организации, осуществляющей функции управления ТП (дата создания некоммерческой организации, количество организаций - членов некоммерческой организации, способы финансирования деятельности ТП: членские взносы, другие источники).

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Основные мероприятия 2017 года

14 декабря 2017 г. в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017» состоялся Круглый стол «Роль технологических платформ в современной инновационной системе». В мероприятии приняли участие представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства научных организаций, Евразийской экономической комиссии, Внешэкономбанка, Российского фонда фундаментальных исследований, ведущих компаний с государственным участием, эксперты. На круглом столе были представлены большинство российских технологических платформ, в том числе Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

В качестве основных тем круглого стола были заявлены:

  • организация научно-технического сотрудничества подведомственных ФАНО России учреждений с технологическими платформами при формировании и реализации КПНИ;
  • совершенствование деятельности технологических платформ.

Модератором Круглого стола выступил Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерство экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин.

При обсуждении доклада Первого заместителя руководителя ФАНО России А.М. Медведева завязалась дискуссия о возможностях взаимодействия между технологическими платформами и ФАНО России при формировании и реализации комплексных планов научных исследований. Председатель Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, отметив в целом высокий уровень методических документов по формированию комплексных планов научных исследований, разработанных ФАНО России – обратил внимание на концентрацию планируемых в КПНИ направлений исследований на отдельных направлениях (компетенциях), имеющихся в конкретных научных учреждениях, в отсутствие четко поставленных задач и сформулированных требований, необходимых для обеспечения конкурентоспособности российский компаний; также в составе экспертных органов КПНИ недостаточно представлены интересы бизнеса (промышленности).

Многие выступившие эксперты поддержали данные предложения. По итогам мероприятия было предложено провести специальное совещание в Минэкономразвития России, на котором планируется рассмотреть вопросы взаимодействия между ФАНО России и технологическими платформами при формировании и реализации КПНИ, с учетом поставленных вопросов.

Член Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России А.Г. Белова отметила, что, по ее мнению, после начального этапа «повального формирования» технологических платформ в 2011-2012 гг., активность платформ существенно снизилась; после этого российские технологические платформы прошли низшую точку, и сейчас начался их медленный рост. Характеризуя общую ситуацию в России с инновациями, А.Г. Белова отметила слабый спрос по данному направлению со стороны государственных компаний и малую вовлеченность бизнеса в деятельность технологических платформ, в качестве примера приведя ТП «Твердые полезные ископаемые», где среди 80 участников большинство составляют вузы и институты РАН, и очень мало компаний из реального сектора.

В качестве перспективных направлений участия технологических платформ и стимулирования инновационной деятельности А.Г. Белова обратила внимание на необходимость проведения регулярного бенч-маркинга (сравнения) на предмет оценки (соответствия) российских технологий лучшим международным практикам, а также положительные результаты реализации проектов исследований и разработок, в софинанировании которых принимал участие бизнес.

Заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии А.В. Готовский рассказал о возможностях формирования евразийских технологических платформ и инструментах поддержки реализуемых ими проектов.

В докладе Председателя Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Кима на тему «Функциональные модели российских технологических платформ: предложения по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития» был представлен опыт Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по созданию, развитию и обеспечению функционирования некоммерческой организации (Ассоциации).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

В докладе также были проанализированы различные функциональные модели российских технологических платформ, отмечена необходимость и возможности по законодательному регулированию основных положений. А.А. Ким предложил заинтересованным технологическим платформам сформировать общее видение предлагаемых изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и организовать сбор информации (данных) о результатах деятельности платформ для подготовки качественной пояснительной записки - обоснования необходимости внесения законодательных изменений.


5 декабря 2017 г. в офисе Технологической платформы «Фотоника» состоялась рабочая встреча - совещание технологических платформ по обсуждению и согласованию предложений по внесению изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающих установление правового статуса технологических платформ и определение их роли и места в формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

В совещании приняли участие: координатор Технологической платформы «Фотоника» И.Б. Ковш, Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, представители Технологической платформы «Технологии экологического развития» Е.А. Годня и Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем» Е.С. Сазонова.

И.Б. Ковш проинформировал участников совещания о возможности внесения изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной поддержки инновационной деятельности для отражения в этом ФЗ деятельности российских технологических платформ, при участии Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Для того, чтобы инициировать данные изменения необходимо подготовить согласованную редакцию проекта соответствующего законопроекта.

В целом, все участники совещания согласились с необходимостью законодательного регулирования деятельности технологических платформ в Российской Федерации. Основные разногласия возникли при формулировании самого понятия (определения) «технологической платформы». Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким предложил основываться на положениях действующей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р; а также определении, содержащемся в «Положении о порядке формирования и функционирования технологических платформ», согласованном на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 2 октября 2017 г., с учетом положений проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», предусматривающего создание и функционирование технологических платформ в форме некоммерческой организации.

Представитель Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем» Е.С. Сазонова, напротив, настаивала на необходимости не указывать в законе форму создания и функционирования технологических платформ.

По итогам совещания участники договорились представить проекты уточненных редакций проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ»; а также пояснительной записки, обосновывающей необходимость внесения данных изменений – и решили действовать согласованно в данном направлении.

Обсуждение данного вопроса планируется продолжить на Круглом столе «Роль технологических платформ в современной инновационной системе», который состоится в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017» 14 декабря 2017 г.


9 ноября 2017 г. в Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета при Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, посвященное рассмотрению вопроса о месте и роли российских технологических платформ в инновационной инфраструктуре Российской Федерации, необходимости внесения изменений (дополнений) в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». По приглашению организаторов мероприятия представители Технологической платформы приняли участие в данном заседании.

Вел заседание Председатель Экспертного совета при Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации по фотонике А.Л. Ветлужских. В заседании приняли участие: Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству В.В. Гутенев, Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России С.Ю. Матвеев, Директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрин, Директор Департамента Минпромторга России Д.В. Капранов, Заместитель Директора Фонда развития промышленности В.В. Распопов, представители организаций и эксперты.

С постановочным докладом выступил Заместитель Председателя Экспертного совета, координатор Технологической платформы «Фотоника» И.Б. Ковш.

Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким проинформировал участников заседания о деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и представил предложения по правовому регулированию деятельности технологических платформ, включая предлагаемые изменения (дополнения) в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

ПОПРАВКИ В ЗАКОН О НАУКЕ

2 октября 2017 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Заседание было посвящено рассмотрению и согласованию основных документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, а также рассмотрению вопросов, связанных с развитием композиционных и других перспективных материалов. Вел заседание Председатель Комиссии, Заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления А.Н. Клепач.

Обсуждение проекта Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ началось с дискуссии об определении самого понятия «технологическая платформа». Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким предложил заменить в определении слово «объект» на слово «субъект», которое, на наш взгляд, более точно отражает суть данного понятия и соответствует действующему Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике»:

«под технологической платформой понимается субъект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную координацию и коммуникацию участников научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок и развитие человеческого капитала на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, образования, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы, формирование общего видения перспективных направлений научно-технологического, инновационного развития, содействие в выработке государственной политики в сфере функционирования технологической платформы» (Положение, п. 2, пп. «а»)

(курсивом выделены изменения, предложенные ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»; по нашему мнению, данное определение также не является оптимальным, так как определяет ключевое понятие «технологическая платформа» не напрямую, а через другое понятие – «объект/субъект/элемент инновационной инфраструктуры», что, в принципе, не является корректным. Нашей Платформой предложено следующее определение:

«под технологической платформой понимается координационный и коммуникационный инструмент, функционирующий в форме некоммерческой организации, объединяющей основных участников рынка в соответствующей сфере, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития».

При обсуждении проектов новых редакций документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, возникла достаточно напряженная дискуссия о требованиях, предъявляемых к результатам деятельности технологических платформ, а также их функциональных возможностях. Профессор НИУ «Высшая школа экономики» А.Г. Белова предложила в Методических материалах по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год усилить разделы, связанные с представлением данных о результатах реализации конкретных проектов и инициатив, предложенных технологическими платформами, а также степенью удовлетворенности бизнеса от участия в технологических платформах. Директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрин аргументировал предложенную Министерством относительно «мягкую» редакцию данных методических материалов отсутствием на данный момент прямых рычагов государственной поддержки (финансирования) деятельности технологических платформ.

Сопредседатель ТП «Малая распределенная энергетика», Заместитель Генерального директора ФГБУ «РЭА» И.С. Кожуховский, поделившись опытом своей Технологической платформы, которая, по его словам, вывела на новый уровень направление развития малой распределенной энергетики в Российской Федерации, но фактически оказалась отодвинутой от деятельности министерств и крупнейших компаний в данной сфере, обратил внимание присутствующих на необходимость установления правового статуса технологических платформ, более четкого их позиционирования в сфере реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Председатель Комиссии А.Н. Клепач, в целом согласившись с необходимостью более четкого позиционирования технологических платформ в сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти и институтов развития, предложил платформам активизировать работу в области подготовки и инициирования новых проектов, которые могли бы продемонстрировать реальные результаты деятельности платформ. Со своей стороны, при  наличии данных проектов Комиссия и Министерство экономического развития Российской Федерации могли бы оказать поддержку платформам в продвижении предложенных ими проектов, в том числе в части взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

ПРОТОКОЛ

МЕТОД. МАТЕРИАЛЫ (ОТЧЕТ)


13 сентября 2017 г. представители Технологической платформы приняли участие в совещании в Министерстве экономического развития Российской Федерации по вопросам организации работы технологических платформ. Вел заседание Директор Департамента стратегического развития и инноваций А.Е. Шадрин.

На совещании первым вопросом были рассмотрены возможности участия технологических платформ в конкурсе на предоставление грантов некоммерческим неправительственным организациям, проводимом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 г. № 93-рп. Согласно рекомендациям Министерства, возможными направлениями участия технологических платформ в данном конкурсе являются:

  • апробация и развитие инновационных образовательных подходов и практик;
  • популяризация научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства;
  • инициативные проекты молодых ученых (без обязательной подготовки отчета о научно-исследовательской работе);
  • поддержка научных школ, лекториев, семинаров, организуемых молодыми учеными и (или) для молодых ученых.

Второй блок вопросов, рассмотренных на совещании, был связан с проектами новых редакций документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, по итогам заседания Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшегося 7 июля 2017 г.

Наибольшую дискуссию вызвали корректировки, предлагаемые в новую редакцию Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ, прежде всего, определение ключевого понятия «технологическая платформа». Также участникам совещания были представлены замечания и предложения в новые редакции методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период и плана действий технологической платформы на текущий год, методических материалов по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы. В обсуждении проекта новой редакции методических материалов по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы принял участие Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который рассказал о текущей ситуации с разработкой новой редакции Стратегической программы исследований и разработок технологической платформы ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», включая наши подходы к формированию «проектной» части Программы, предлагаемом формате «дорожных карт», рекомендациям по структуре и форме представления СПИ.

В качестве дополнительных мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия технологических платформ с компаниями с государственным участием и профильными федеральными органами исполнительной власти, А.Е. Шадрин предложил содействие Минэкономразвития России в организации данного взаимодействия.

О дальнейшем развитии ситуации по рассматриваемым вопросам, включая согласование новых редакций документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, мы будем своевременно информировать участников и экспертов Технологической платформы по мере поступления соответствующей информации.


24 августа 2017 г. представители Технологической платформы приняли участие в круглом столе «Расширенное заседание приоритетных технологических платформ. Роль технологических платформ в создании научно-технического задела и обеспечении реализуемости государственного оборонного заказа», состоявшемся в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017». В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих российских технологических платформ, заинтересованные организации и эксперты.

Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин рассказал о текущей ситуации с нормативно-методическим регулированием деятельности технологических платформ, мерах поддержки инновационных территориальных кластеров, а также компаний - победителей проекта «Национальные чемпионы» («Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров»). По информации А.Е. Шадрина в сентябре состоится заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором планируется утвердить новые редакции методических материалов по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы, а также по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период и плана действий технологической платформы на текущий год.

По просьбе организаторов на мероприятии выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который рассказал о текущих задачах Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и основных подходах по организации взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации. В качестве важнейших ближайших задач Технологической платформы А.А. Ким отметил необходимость согласования и утверждения организациями - участниками и органами управления Платформы новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы (этот вопрос непосредственно связан с утверждением Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России новых методических материалов по формированию СПИ), представление и согласование ее с профильными федеральными органами исполнительной власти и ключевыми организациями отрасли (прежде всего, с Минпромторгом России, Минтрансом России, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Относительно подписания соглашения с Министерством обороны Российской Федерации, которое предлагается коллегами из ГУНИД, с учетом преимущественно гражданской направленности деятельности Технологической платформы, А.А. Ким высказал предложение вернуться к данному вопросу после принятия новой редакции СПИ и ее согласования с профильными отраслевыми министерствами, а также пожелание более четко и конкретно определить механизмы взаимодействия с Минобороны России с целью организации эффективного взаимодействия и привлечения максимально широкого круга участников и экспертов Платформы.


7 июля 2017 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором были рассмотрены вопросы оценки и регулирования деятельности технологических платформ. Оценка (мониторинг) деятельности технологических платформ проводилась на основе анализа годовых отчетов технологических платформ за 2016 год, текущих (актуальных) планов действий и стратегических программ исследований и разработок. По итогам проведенной оценки Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» отнесена к категории платформ с высоким уровнем результативности; согласно представленной информации, наша Технологическая платформа получила 94 балла (из 100 возможных) и заняла общее 2 место среди всех российских технологических платформ (после ТП «Медицина будущего», у которой 96 баллов).

Кроме рейтинга технологических платформ, на заседании был рассмотрен проект новой редакции Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ. По итогам состоявшегося обсуждения в представленную редакцию было предложено внести некоторые уточнения (дополнения, корректировки), с учетом которых было принято решение о согласовании проекта Положения и вынесении его на утверждение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Также на заседании были рассмотрены проекты методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год и по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы. Несмотря на то, что данные материалы были предварительно рассмотрены на рабочем совещании в Минэкономразвития России, состоявшемся 6 июля 2017 г., при обсуждении возникли разногласия – и в итоге было принято решение о переносе рассмотрения (утверждения) данных материалов на следующее заседание Межведомственной комиссии, которое, по предварительной информации, состоится в сентябре 2017 года.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ МВК

13 июня 2017 г. в Государственной Думе Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, посвященное рассмотрению проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

Подробнее


В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации с участием российских технологических платформ осуществляется разработка и согласование актуализированных методических материалов по разработке годового отчета, плана действий на текущий год и стратегической программы исследований и разработок – ключевых документов в деятельности технологических платформ.

Аппаратом Технологической платформы подготовлены и направлены в Министерство предложения по проектам новых редакций данных документов:

  • по проекту Методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год;
  • по проекту Методических материалов по разработке стратегической программы исследований технологической платформы на среднесрочную перспективу.

Основными новациями, предложенными нашей Платформой, являются:

  • включение в годовой отчет и стратегическую программу исследований и разработок технологической платформы информации о результатах выполнения проектов платформы (включая сведения о внедрении/коммерциализации полученных результатов);
  • сохранение в качестве самостоятельного раздела стратегической программы исследований и разработок технологической платформы прогноза развития рынков и технологий в сфере деятельности платформы;
  • включение (сохранение) в стратегическую программу исследований и разработок технологической платформы информации (сведений) о возможностях и ограничениях использования объектов научной и инновационной инфраструктуры, имеющихся у участников платформы (для достижения целей платформы);
  • сохранение в качестве самостоятельного раздела стратегической программы - «Направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках платформы». Предложена актуализированная форма представления данных направлений (проектов). В новую форму предлагается дополнительно включать информацию (данные) о конечной продукции, при создании (модернизации, модификации) которой могут быть использованы результаты будущих исследований и разработок; а также о планируемых (ожидаемых) результатах, которые могут быть получены в краткосрочной (до 5 дет), среднесрочной (от 5 до 10 дет) и долгосрочной (более 10 лет) перспективе;
  • актуализированная форма Тематического плана работ и проектов технологической платформы в сфере исследований и разработок. Кроме имеющихся данных, предлагается указывать информацию (данные) о планируемых (достигнутых) научно-технических результатах, текущем состоянии (статусе) проекта, а также о результатах и перспективах внедрения (коммерциализация) разрабатываемых технологий.

Предложения по проекту актуализированных методических материалов нашей Платформы, наряду с предложениями других технологических платформ, были направлены в Министерство экономического развития Российской Федерации 12 мая 2017 г. О развитии ситуации с принятием новых документов, регламентирующих деятельность технологических платформ (после получение соответствующей информации), можно будет ознакомиться на сайте нашей Платформы.

Итоговые мероприятия 2016 года

В октябре-ноябре 2016 г., в том числе по инициативе и с участием Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», была проведена большая работа, связанная с организацией взаимодействия между технологическими платформами и обсуждением перспектив развития института технологических платформ в Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации высказало заинтересованность в дальнейшем развитии технологических платформ, сборе актуализированной информации об их деятельности, продвижении наиболее эффективных платформ и организации их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

22 декабря 2016 г. в Министерстве экономического развития Российской Федерации под председательством Директора Департамента стратегического развития и инноваций А.Е. Шадрина состоялось совещание по вопросу доработки (актуализации) стратегических программ исследований технологических платформ в формат «дорожных карт».

В совещании, кроме сотрудников Министерства экономического развития Российской Федерации, приняли участие представители Федерального агентства научных организаций, ведущих российских технологических платформ («Медицина будущего», «Авиационная мобильность и авиационные технологии», «БиоТех2030», «Технологии экологического развития», «Промышленность будущего», «Комплексная безопасность промышленности и энергетики»), ОАО «МАЦ» (Генеральный директор, член Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, В.И. Довгий), ФГОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России».

В рамках совещания коллеги из Федерального агентства научных организаций достаточно подробно рассказали о формировании и реализации комплексных планов научных исследований – основной формы организации работ научных организаций, подведомственных ФАНО, а также отметили возможности участия технологических платформ в формировании и реализации соответствующих комплексных проектов.

Основной вопрос, обсуждавшийся в рамках совещания – это механизмы взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти и существующими государственными институтами развития.

А.Е. Шадрин предложил присутствующим на совещании технологическим платформам осуществить актуализацию и переформатирование своих стратегических программ исследований и разработок с целью их представления в более «проектном» виде, в т.ч. в виде «дорожных карт». В.И. Довгий отметил важность комплексного представления и «прошивки» проектов, содержащихся в СПИ, с целью отражения в них всех стадий жизненного цикла, начиная с фундаментальных и поисковых исследований, включая прикладные НИР и ОКР, подготовку кадров, работы по выведению на рынок и коммерциализации.

Отвечая на вопрос о наиболее актуальных формах представления проектов в стратегических программах исследований и разработок технологических платформ, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким обратил внимание присутствующих на необходимость демонстрации в актуализированных программах платформ взаимосвязи (пересечения) направлений работ (проектов) технологических платформ с аналогичным направлениями (мероприятиями, проектами), содержащимися в профильных государственных и федеральных целевых программах, а также в планах мероприятий («дорожных картах») Национальной технологической инициативы, что, по мнению выступающего, может помочь в реализации проектов (направлений) технологических платформ. В качестве возможных форм представления данных дорожных карт А.А. Ким отметил проекты «дорожных карт» научно-технологического развития авиастроения, разработанных НИУ «Высшая школы экономики» в 2015 году.

Подводя итоги совещания и отвечая на вопросы представителей технологических платформ о перспективах правового «закрепления» статуса технологических платформ (принятие соответствующих законодательных актов и актов Правительства Российской Федерации), А.Е. Шадрин отметил важность организации эффективного взаимодействия ведущих технологических платформ с профильными федеральными органами исполнительной власти и качественной аргументации необходимости принятия данных документов. В качестве первого шага он предложил представленным на совещании технологическим платформам выступить в качестве пилотных площадок, на которых можно было бы организовать и продемонстрировать новые формы представления стратегических программ исследований и разработок платформ в «проектном» формате – удобном и полезном для деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и институтов развития.

Также А.Е. Шадрин отметил необходимость организации взаимодействия с рабочими группами Национальной технологической инициативы, в т.ч. путем подписания соответствующих соглашений, а также возможности участия технологических платформ в формировании предложений по разработке и реализации программы «Цифровая экономика», разрабатываемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию.

Таким образом, технологическим платформам, заинтересованным в повышении их статуса и закреплении в качестве полноправного участника государственной научно-технической и инновационной политики, необходимо разработать новый («проектный») формат стратегической программы исследований и разработок и обеспечить его публичное представление с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных институтов развития.

Ключевой задачей нашей Платформы на ближайшее время мы видим актуализацию Стратегической программы исследований и разработок Платформы и представление ее в новом «проектном» формате. Мы отчетливо представляем себе, что в перечень платформ, соответствующих требованиям «Технологические платформы 2.0», войдут те платформы, которые продемонстрируют высокое качество своей проектно-аналитической работы и соответствующий уровень самоорганизации.

15 декабря 2016 г. в рамках IV Национальной выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2016» состоялся круглый стол «Технологические платформы 2.0», на котором были рассмотрены вопросы и направления развития технологических платформ в Российской Федерации, включая возможности и условия их участия в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

В мероприятии приняли участие: Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин, Первый заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций А.М. Медведев, Заместитель начальника Управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации С.А. Диденко, Директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Национального исследовательского университета «Высшая школы экономики» М.Ю. Голанд, координаторы и представители российских технологических платформ, заинтересованные организации и эксперты.

С докладом на мероприятии выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. В докладе были представлены следующие основные вопросы:

  1. Основные события и изменения в динамике численности участников Технологической платформы.
  2. Изменение функций органов управления в Ассоциации.
  3. Стратегическое планирование и организация проектной работы.
  4. Предложения по правовому регулированию и участию технологических платформ в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

По итогам мероприятия были сформулированы основные вопросы развития российских технологических платформ, требующие дальнейшей, более детальной проработки, в т.ч.:

  • вопросы актуализации стратегических программ исследований и разработок технологических платформ и их представления в формате структурированных «дорожных карт», содержащих приоритеты развития, контрольные показатели и индикаторы, мероприятия совместных действий участников технологической платформы по реализации программы;
  • определения пилотных технологических платформ для реализации мероприятий по актуализации в формате «дорожной карты»;
  • совершенствования правового регулирования российских технологических платформ и регламентации их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

Основные мероприятия 2012-2015 гг.

К основным направлениям деятельности (мероприятиям) в области межплатформенного взаимодействия и развития института технологических платформ, реализованным в 2012-2015 гг., следует отнести:

  • координация и информационное обеспечение деятельности технологических платформ, в т.ч. проведение мониторинга (оценки) эффективности функционирования технологических платформ, а также издание ежегодного информационного буклета о российских технологических платформах (осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации при поддержке Фонда развития промышленности);
  • представление технологических платформ на Международной выставке - форуме «Открытые инновации» (осуществлялось в 2012-2014 гг. при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Российского фонда технологического развития);
  • представление ведущих российских технологических платформ на Национальной выставке - форуме «ВУЗПРОМЭКСПО» (осуществлялось в 2013-2015 гг. при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ОАО «Межведомственный аналитический центр»).

Участие ТП в III Московском международном форуме «Открытые инновации»

Участие ТП в выставке-форуме ВУЗПРОМЭКСПО

Кроме того, в рамках выставки - форума «ВУЗПРОМЭКСПО» по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и ОАО «Межведомственный аналитический центр» в 2013-2016 гг. проводились чрезвычайно актуальные и полезные мероприятия (круглые столы) по рассмотрению практики и актуальных вопросов развития технологических платформ в Российской Федерации.

В конце 2015 года по инициативе Технологической платформы «Технологии экологического развития» было организовано и проведено совместное заседание технологических платформ по вопросам организации межплатформенного взаимодействия (23.12.2015 г.), на которым были рассмотрены предложения Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем», Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также других технологических платформ по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность российских технологических платформ и их участие в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.