Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Главная страница / Участие Платформы в мероприятиях авиационной отрасли в 2017 году

 

Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях
(совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2017 году

Участие Технологической платформы в ключевых общероссийских и международных мероприятиях, связанных с развитием авиационной отрасли и общеэкономическим (инновационным) развитием Российской Федерации, является важным элементом коммуникационной деятельности, межплатформенного взаимодействия, а также проектной и экспертной работы. В рамках посещения данных мероприятий мы стараемся максимально подробно охватить всю сферу компетенций Технологической платформы; отслеживать развитие ключевых технологических направлений (проектов); регулярно осуществлять мониторинг состояния российской и мировой экономики, динамику развития отдельных компаний (организаций).

Основные мероприятия года:

ФОТОГАЛЕРЕЯ


С 22 по 27 августа 2017 г. на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот», полигона Алабино и аэродрома Кубинка (Московская обл.) проходил Международный военно-технический форум «Армия-2017».

Представители Технологической платформы были приглашены и приняли участие в работе следующих круглых столов:

Расширенное заседание приоритетных технологических платформ. Роль технологических платформ в создании научно-технического задела и обеспечении реализуемости государственного оборонного заказа (организатор – ОАО «Межведомственный аналитический центр»; 24 августа 2017 г.);

Расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технологического и инновационного развития авиационной отрасли (организатор – Департамент перспективных исследований Научно-технического центра ПАО «ОАК»; 25 августа 2017 г.).

Технологическая платформа впервые приняла участие в военно-техническом форуме «Армия», и нам было интересно познакомиться с организацией и общей атмосферой данного мероприятия. С точки зрения технологической направленности развитие военных технологий не входит в целевые задачи и основные направления деятельности Технологической платформы. Тем не менее, развитие авиационных технологий гражданского назначения очень тесно связано и во многих случаях непосредственно пересекается с развитием военных технологий. Поэтому участие в работе форума «Армия-2017» и взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации является очень важным и полезным направлением в деятельности Технологической платформы.


25 августа 2017 г. (Армия-2017). Представители Технологической платформы приняли участие в расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технологического и инновационного развития авиационной отрасли. Мероприятие было организовано Департаментом перспективных исследований Научно-технического центра ПАО «ОАК» и посвящено рассмотрению технологий интеллектуализации и робототизации авиационных систем. Фактически данное заседание стало первым заседанием рабочей группы (секции) по соответствующему направлению, созданной при Межведомственной рабочей группе.

С приветственным словом выступили: Председатель Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России А.Н. Клепач и Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.В. Переверзева.

Генеральный конструктор – Вице-президент по инновациям ПАО «ОАК» С.С. Коротков рассказал о целевых задачах деятельности ПАО «ОАК», организации работы Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технологического и инновационного развития авиационной отрасли, и созданных на данный момент рабочих группах (секциях) по отдельным тематическим направлениям, а также охарактеризовал некоторые аспекты организации конструкторской работы в корпорации.

В мероприятии приняли участие представители ведущих научных и производственных организаций отрасли, институтов Академии наук, а также представители Министерства обороны Российской Федерации. По соображениям защиты государственной тайны, информация о содержании состоявшихся докладов не подлежит разглашению. Отметим лишь, что представленные доклады и их обсуждение оказались достаточно полезными для Технологической платформы, как с точки зрения рассмотрения научно-технических проблем и направлений дальнейшего развития отрасли, так и с целью оценки (мониторинга) состояния отдельных технологических направлений и компетенций научных, конструкторских и производственных организаций и коллективов, в том числе участников Технологической платформы.


24 августа 2017 г. (Армия-2017). Представители Технологической платформы приняли участие в круглом столе «Расширенное заседание приоритетных технологических платформ. Роль технологических платформ в создании научно-технического задела и обеспечении реализуемости государственного оборонного заказа». Модератором мероприятия выступил Генеральный директор ОАО «МАЦ» В.И. Довгий.

С обзорным докладом о деятельности Управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований, ГУНИД) Министерства обороны Российской Федерации, в том числе о взаимодействии с технологическими платформами, выступил Заместитель начальника Управления С.А. Диденко. О текущей ситуации с нормативно-методическим регулированием деятельности технологических платформ, мерах поддержки инновационных территориальных кластеров, а также компаний - победителей проекта «Национальные чемпионы» («Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров») рассказал Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин.

Среди выступлений участников круглого стола хотелось бы отметить выступление представителя компании ООО «Инженерный центр «ЭФЭР» (занимается производством пожарной робототехники, поставляемой в т.ч. для предприятий авиационной промышленности), который достаточно подробно рассказал о взаимодействии с Петрозаводским государственным университетом в рамках реализации совместных научно-технологических проектов, поддерживаемых Минобрнауки России, отметив как положительный опыт, так и проблемные вопросы, которые, на наш взгляд, стоит учитывать в проектной работе Технологической платформы. Одной из наиболее актуальных проблем научно-технического сотрудничества бизнеса с наукой (как вузовской, так и прикладной) является неспособность науки решать практические задачи, нужные бизнесу, комплексно, «под ключ». Со стороны бизнеса приходится выделять дополнительные ресурсы, как человеческие, так и финансовые, необходимые для доработки и адаптации предлагаемых научными коллективами решений.

Представитель ФГАНУ «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» рассказал об опыте института по работе со школьниками и студентами, в частности о проводимых на созданном в ЦНИИ РТК уникальном испытательном полигоне соревнованиях, в которых за последние 4 года приняли участие около 1 400 ребят из 45 городов России. Отвечая на вопрос представителя Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» о том, ведется ли какая-либо оценка эффективности проводимых мероприятий и дальнейшей судьбы участников соревнований, докладчик отметил, что сотрудники института регулярно проводят кадровый мониторинг, отслеживая этапы поступления в вузы, учебы и дальнейшей карьеры участников организованных ими соревнований – многие из которых впоследствии выбирают специальности, связанные с робототехникой.

Председатель Правления Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики» В.Н. Пономарев рассказал о некоторых технологиях двойного назначения, развиваемых в рамках деятельности Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики» (ТП КБПЭ). Основной акцент в докладе был сделан на предлагаемых услугах в области автоматизации процессов подготовки и управления производством. Докладчик также затронул некоторые проблемные аспекты, связанные с функционированием и развитием данной Технологической платформы.

По просьбе организаторов мероприятия выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который рассказал о текущих задачах Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и основных подходах по организации взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации. В качестве важнейших ближайших задач Технологической платформы А.А. Ким отметил необходимость согласования и утверждения организациями - участниками и органами управления Платформы новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы (этот вопрос непосредственно связан с утверждением Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России новых методических материалов по формированию СПИ), представление и согласование ее с профильными федеральными органами исполнительной власти и ключевыми организациями отрасли (прежде всего, с Минпромторгом России, Минтрансом России, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Относительно подписания соглашения с Министерством обороны Российской Федерации, которое предлагается коллегами из ГУНИД, с учетом преимущественно гражданской направленности деятельности Технологической платформы, А.А. Ким высказал предложение вернуться к данному вопросу после принятия новой редакции СПИ и ее согласования с профильными отраслевыми министерствами, а также пожелание более четко и конкретно определить механизмы взаимодействия с Минобороны России с целью организации эффективного взаимодействия и привлечения максимально широкого круга участников и экспертов Платформы.

С докладом об инновационных разработках Технологической платформы «Материалы и технологии металлургии» двойного назначения выступил Начальник управления науки НИТУ «МИСиС» Н.В. Панокин. Согласно представленным данным, в 2014-2016 гг. победителями конкурсов Минобрнауки России стали 107 заявок, поддержанных Платформой, на общую сумму 4 665 млн. рублей (бюджетное финансирование). По имеющейся у нас информации, по данному показателю ТП «Материалы и технологии металлургии» является лидером среди всех российских технологических платформ. Ряд проектов (технологических направлений), развиваемых ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», является общим (пересекается) с направлениями (проектами) Технологической платформы «Материалы и технологии металлургии»; поэтому мы рассчитываем на взаимодействие и взаимную экспертную поддержку между нашими технологическими платформами.

Из представленных разработок, определенный интерес для авиационной промышленности представляет разработанная НИТУ «МИСиС» безмодельная технология изготовления высоконагруженных крупногабаритных (более 1 м) тонкостенных (до 2,5 мм) литых деталей из титановых сплавов для авиационно-космического турбиностроения. Работа проводится в рамках Постановления № 218 (комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), в качестве индустриального партнера выступает ПАО «УМПО», в качестве соисполнителя – Уфимский государственный авиационный технологический университет (УГАТУ).

Другой работой НИТУ «МИСиС», результаты которой потенциально могут быть применимы в авиационной промышленности, является разрабатываемая в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (мероприятие 1.4) технология (на уровне лабораторного регламента и проекта ОТР) создания упорядоченной наноструктуры в слитках интерметаллидов TiAl (Nb, Cr, Zr) путем направленной кристаллизации в высоком градиенте температур с применением метода бестигельной зонной плавки. Индустриальным партнером по данному проекту выступает ОАО «Композит». Согласно приведенным в докладе оценкам, применение конструкционных интерметаллидов на основе TiAl в авиационном турбостроении потенциально может обеспечить до 50% увеличения соотношения «подъемная сила/вес» авиационных двигателей.

Еще одной разработкой НИТУ «МИСиС», потенциально применимой в авиации, является использование бидоменных монокристаллических актюаторов. Согласно представленной информации, применение данной разработки в лазерных гироскопах повышает их надежность и точность, одновременно снижая габариты прибора.

Доклад представителя Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина А.А. Королева был посвящен разработке технологий синтеза универсальных антифрикционных покрытий под действием ультразвуковых колебаний с целью их использования на оборудовании, применяемом в условиях Арктики. Речь шла, прежде всего, о применении данных покрытий на подшипниках, применяемых на различных видах техники, в том числе авиационной. Авторами проекта разработана инновационная технология нанесения твердого антифрикционного покрытия универсального назначения на основе использования ультразвуковой энергии. Согласно представленной информации, применение новой технологии обеспечивает следующие преимущества:

  • устраняет необходимость использования в машинах сложных систем смазки;
  • уменьшает вес конструкции;
  • повышает надежность и долговечность работы;
  • снижает шум и вибрацию;
  • ликвидирует необходимость межремонтного обслуживания подшипников;
  • резко снижает момент трогания и момент сопротивления вращению опор качения в двигателях.

Коллеги из Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями и организациями различных отраслей промышленности, в том числе авиационной промышленности.

Далее можно ознакомиться с основными презентациями, представленными на мероприятии.

Инженерный центр «ЭФЭР»

ЦНИИ РТК

ТП КБПЭ

ТП Материалы и технологии металлургии

ИФПМ СО РАН

Саратовский ГТУ


26 июля 2017 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Конференции по вопросам организации взаимодействия компаний с государственным участием с инновационным бизнесом, организованной и проведенной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Основными участниками мероприятия стали ведущие государственные корпорации – ГК «Роскосмос», ГК «Ростех» и ОАО «РЖД», а также малые и средние компании - победители проекта «Национальные чемпионы» («Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров»), определенные в 2016 году. На мероприятие также были приглашены представители инновационных территориальных кластеров, получившие финансовую поддержку в 2014-2016 гг., и представители технологических платформ.

Для Технологической платформы наибольший интерес представляла работа дискуссионной площадки ГК «Ростех», на которой присутствовали руководители инновационного блока ГК «Ростех» и ее дочерних холдинговых компаний, а также компании - победители конкурсного проекта Минэкономразвития России «Национальные чемпионы», которые представляли свои наработки и компетенции по направлениям «Софт», «Электроника и приборы» и «Материалы и иные направления». Среди компаний и проектов, представленных на дискуссионной площадке, наибольший интерес для нас вызвали следующие компании:

  • АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» (г. Дубна»);
  • АО «Диаконт»;
  • ЗАО «МТЛ»;
  • ООО «Т8»;
  • ГК «ССТ»;
  • АО «РТСофт»;
  • ГК «НПО «УНИХИМТЕК»;
  • ООО «РАМ»;
  • ООО НТЦ «Приводная техника».

Компания «ОКБ «Аэрокосмические системы», расположенная в особой экономической зоне «Дубна», занимается проектированием и производством бортовых кабельных сетей для самолетов и других авиационной техники. По имеющейся у нас информации, компания имеет положительный опыт сотрудничества с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) в рамках формирования новой индустриальной модели ПАО «ОАК».

Компания «Диаконт» (штаб-квартира находится в г. Санкт-Петербурге) обладает серьезными компетенциями в области разработки и производства электромеханических приводов различного назначения, в том числе для применения в авиации. Согласно представленной информации, в основе конструкции электромеханических приводов разработки компании «Диаконт» лежат уникальные ролико-винтовые передачи, а также плотная компоновка с минимальным количеством деталей, позволяющие создавать приводы мощностью от 60 кг до 6 т.

Компания «МТЛ» (АО «МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Лтд», г. Москва) занимается разработкой и производством цифрового рентгеновского диагностического оборудования, в том числе в партнерстве с одним из мировых лидеров в этой области – компанией «General Electric Healthcare»         (GE Healthcare). Согласно представленной информации оборудование компании (рентгеновские детекторы неразрушающего контроля) используются на трубопроводах ПАО «Газпром». На наш взгляд, технологии цифровой радиографии могут быть применены также и в авиационной сфере.

Компания «Т8» (г. Москва) является одним из ведущих российских производителей телекоммуникационного оборудования спектрального уплотнения (DWDM и CWDM) для оптических сетей связи и мониторинга, поставляемого в Россию и другие страны СНГ. В основе производимого оборудования лежат технологии когенерентной рефлектометрии. Компанией также был представлен волоконно-оптический датчик и созданная на его основе система «Дунай», которые могут быть использованы в том числе для мониторинга взлетно-посадочных полос и других объектов авиационной инфраструктуры. В выступлении представителя компании было отмечено, что компания «Т8» также занимается разработкой нового поколения фазированных антенных решеток (АФАР).

Основной сферой компетенций компании «ССТ» (г. Москва) является нагревательные кабели и системы электрообогрева промышленного и бытового назначения. В качестве областей применения систем электрообогрева разработки и производства ГК «ССТ», в числе прочих были названы: взлетно-посадочные полосы, вертолетные площадки, объекты авиационной инфраструктуры (ангары, ТЗК, КПП, диспетчерские пункты, РЛ антенны), узлы и агрегаты летательных аппаратов. По информации представителя компании, в настоящее время с компаниями «Сухой» и «ОАК» ведется проработка возможностей создания системы электрообогрева предкрылков.

Компания «РТСофт» (г. Москва) занимается созданием и внедрением средств и систем автоматизации в различных сферах промышленности и энергетики. Согласно представленной информации, созданная компанией универсальная вычислительная платформа «ИНТЕГРО» может применяться как в сфере обороны и безопасности, так и в индустриальных системах, требующих максимальной производительности в полевых условиях при жестких ограничениях на тепловыделение и массогабаритные характеристики аппаратной части. В числе представленных крупных проектов компании назван проект «Реорганизация управления воздушным движением в России», выполняемый по заказу компании «НИТА» в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 гг.)». Докладчик также отметил возможности применения вычислителей компании для управления БПЛА, в системах контроля и диагностики, в системах обработки информации (ЦОД).

Группа компаний «НПО «УНИХИМТЕК», одним из партнеров и опорных вузов которой является МГУ имени М.В. Ломоносова, занимается разработкой и производством уплотнительных, огнезащитных и композиционных материалов. В настоящее время в компании налажено производство уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения; в стадии начала производство и поставок находятся теплопроводящие материалы, теплозащитные полимерные и углеродные материалы на основе дискретных волокон, термостойкие связующие, углеродные ткани, материалы и системы для композитной оснастки; в стадии внедрения в производство – высокотемпературные связующие с температурой эксплуатации до 450˚С, теплоизоляционные материалы, сверхлегкие пеноматериалы, гибридные материалы; ведутся перспективные разработки волоконных материалов, керамических высокотемпературных материалов, антикоррозионных, антифрикционных и антиадгезионных материалов, работы в области компонентной химии, композитов на основе пековых волокон, углеродных материалов для суперконденсаторов, газоразделительных материалов и систем. Согласно представленным данным, в области авиастроения компания «НПО «УНИХИМТЕК» участвует в проекте МС-21 (комплекс материалов для композитной оснастки), сотрудничает с ГК «Кронштадт» (комплекс материалов для вакуумной инфузии и композитной оснастки), с компаниями «Сухой» и «Аэрокомпозит» (комплекс материалов для вакуумной инфузии, композитной оснастки и препрегов). Одним из партнеров компании также является «Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий», созданный на базе ГБУ «Агентство инноваций города Москвы».

Представитель компании «РАМ» (Московская обл., г. Королев) рассказал о компетенциях компании в области наноалмазных металлизированных покрытий. В числе областей применения наноалмазных хромовых покрытий (технология детонационного синтеза) названа авиационная промышленность. Согласно представленной информации, ключевой особенностью технологии нанесения гальванического наноалмазного хромового покрытия является возможность ее тиражирования на существующих гальванических линиях без существенного изменения состава оборудования для нанесения традиционных хромовых покрытий при обновлении на предприятии измерительной базы и системы контроля качества. В качестве одного из партнеров компании было названо АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» (г. Курск).

Основной сферой компетенции компании НТЦ «Приводная техника» (г. Челябинск) является проектирование, изготовление и поставка систем электропривода, АСУ ТП и КИПиА, а также выполнение НИОКР в области электропривода. В докладе представителя компании, кроме опыта и направлений возможного сотрудничества с ГК «Ростех», были представлены предложения по совершенствованию взаимодействия государственных компаний с компаниями частного сектора, которые, на наш взгляд, также заслуживают внимания.

На текущий момент коллеги из Минэкономразвития России любезно предоставили контакты ответственных сотрудников данных компаний, а также презентации, представленные на мероприятии.

Электромеханические приводы АО «Диаконт»

Преимущества применения прямой цифровой радиографии в промышленности (Группа компаний МТЛ)

Скоростное волоконно-оптическое оборудование связи и мониторинга российского производства (ООО «Т8»)

Решения и разработки ГК «ССТ» в области электрообогрева и специальных кабелей

Инновационные системы и средства автоматизации для предприятий Госкорпораций (РТСофт)

Композиционные материалы для авиакосмической промышленности (НПО «УНИХИМТЕК»)

Наноалмазные металлизированные покрытия («РАМ»)

Предложения по сотрудничеству с гос. предприятиями (НТЦ «Приводная техника»)

Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть компетенции (наработки), представленные данными компаниями, и в случае заинтересованности вступить с ними в информационное взаимодействие. Со своей стороны, аппарат Технологической платформы готов представить интересующую информацию и оказать содействие в продвижении совместных перспективных проектов (направлений работ).


С 17 по 23 июля 2017 г. в г. Жуковском проходил Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. Наряду с обширной летной программой и статической экспозицией из различных летательных аппаратов, в рамках салона состоялось большое количество тематических мероприятий – конференций, презентаций, круглых столов.

Технологическая платформа также принимала активное участие в работе салона, как в рамках общероссийского, так и международного сотрудничества. На фото слева – один из представителей китайской делегации, руководитель департамента международного сотрудничества компании AVIC Composite Ш.Ю. Ма, выпускник аспирантуры ФАЛТ МФТИ 1994 г., а также бывший руководитель кластера Pole Pegas (в настоящее время – директор частной компании, занимающейся разработкой перспективного двигателя для малой авиации) Ж.-Ф. Буассон (Франция).

Особо интересными и полезными для Технологической платформы стали следующие тематические мероприятия:

  • Круглый стол «Ведущие ученые - предприятиям космической и авиационной отрасли» (организаторы – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУП «ЦАГИ», ООО «Инконсалт К»; 18 июля 2017 г.);
  • Круглый стол «Стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации» (организатор – ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»; 19 июля 2017 г.);
  • Научно-практическая конференции «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов» (организатор – ФГУП «ГосНИИАС»; 20 июля 2017 г.);
  • Презентация перспективного самолета малой авиации ТВС-2ДТС (организаторы – АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ФГУП «СибНИА им.   С.А. Чаплыгина»; 21 июля 2017 г.).

С обзором наиболее интересных и перспективных для развития в рамках деятельности Технологической платформы мероприятий и проектов, состоявшихся и представленных на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, можно ознакомиться далее по тексту.


В рамках посещения авиационно-космического салона представители Технологической платформы провели ряд встреч и рабочих совещаний по вопросам организации взаимодействия и реализации перспективных проектов, а также посетили наиболее интересные для Технологической платформы стенды и статические экспозиции.

Среди проведенных рабочих встреч стоит выделить совещание с руководителем направления авиационно-комических технологий Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» У.Ю. Денисовой, на котором рассматривались вопросы организации взаимодействия между Внешэкономбанком и Технологической платформой. В числе стендов (экспозиций), представляющих наибольший интерес для Технологической платформы, следует отметить:

  • развитие авиационного кластера г. Жуковский;
  • павильон и стенды ведущих компаний ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (проекты самолетов МС-21-300, Ил-114-300; возможности 123 авиаремонтного завода по ремонту самолетов Л-410 УВП-Э);
  • развитие силовых установок (двигатель LEAP-1 компании «CFM International»; двигатель ПД-14, стенд АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»; заготовки для элементов двигателя ПД-14, стенд ОАО «ВИЛС»; комплект формоообразующих элементов для пресс-формы для изготовления лопатки, напечатанной методом селективного лазерного спекания, стенд ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • развитие бортового радиоэлектронного оборудования (стенды дочерних компаний АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»; авиационная система наблюдения «Открытое небо» разработки АО «Концерн «Вега», стенд АО «Росэлектроника»);
  • разработки (проекты) в области аэронавигационного обеспечения и беспилотных летательных аппаратов (стенды дочерних компаний ГК «Ростех» – оборудование аэродромов совместного базирования разработки АО «Челябинский радиозавод «Полет»; автоматизированный радиотехнический комплекс миллиметрового диапазона волн для беззондового определения параметров атмосферы в реальном масштабе времени, мобильная аэрологическая станция разработки АО «ЦКБА»; система автоматической посадки БПЛА разработки АО «ЦНИИАГ»);
  • информационные системы и услуги, предоставляемые ФГУП «ЦАИ» (аэронавиционный планшет летчика, аэронавигационная база данных для портативных авиационных GPS-приемников);
  • проекты летательных аппаратов легкой и малой авиации (самолеты «Мурена» компании «МВЕН», МАИ-411 разработки ОСКБЭС МАИ; легкий вертолет «Орлан», разрабатываемый за счет средств частного инвестора из г. Перми).

21 июля 2017 г. (МАКС-2017). Представители Технологической платформы приняли участие в мероприятии «Презентация перспективного самолета малой авиации ТВС-2ДТС» (организаторы – АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»). Модератором мероприятия выступил Главный инженер - Первый Заместитель Управляющего директора АО «Улан-Удэнский авиационный завод» С.В. Соломин. Основные выступления были представлены специалистами ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», которые охарактеризовали особенности конструкции и ожидаемые летно-технические характеристики перспективного самолета, к которым в частности относятся:

  • обеспечение взлетно-посадочных характеристик с минимально короткими разбегом и пробегом после посадки;
  • увеличение крейсерской скорости полета до 350 км/ч;
  • увеличение максимальной дальности полета до 4 200 км;
  • увеличение коммерческой нагрузки до 3 500 кг;
  • установка ВСУ в качестве дополнительной тяговой СУ;
  • возможность выполнения полетов днем и ночью, в т.ч. в сложных метеоусловиях;
  • возможность эксплуатации в северных широтах;
  • безангарное хранение.

Некоторые участники мероприятия подняли дискуссионный вопрос о возможностях продления эксплуатации существующего парка самолетов Ан-2 (ремонта, продления ресурса, сертификации, модернизации). Представляющий разработчиков нового самолета Генеральный директор ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» В.Е. Барсук максимально корректно ответил на большинство поставленных вопросов.

Для Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» создание (развитие) летательных аппаратов для легкой и малой авиации является одним из приоритетных направлений деятельности (см., в частности, http://www.aviatp.ru/newturn). Рассматривая перспективы самолета ТВС-2ДТС, с сожалением приходится констатировать, что в развитии проекта недостаточное внимание уделяется вопросам независимой оценки уровня научно-технического совершенства проекта, организации взаимодействия с потенциальными заказчиками (эксплуатантами), разработке и развитию российских двигателей, комплексов бортового радиоэлектронного и другого (общесамолетного) оборудования.


20 июля 2017 г. (МАКС-2017). Представители Технологической платформы приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов» (организатор – Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем»).

С основным докладом на конференции выступил Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», Первый заместитель Генерального директора, академик Российской академии наук Е.А. Федосов.

В докладе Е.А. Федосова были представлены основные направления формирования научно-технического задела в области бортового оборудования перспективных воздушных судов, в том числе:

1) Перспективные технические и архитектурные решения, разработка новых функций при создании бортового оборудования;

2) Создание единой технологической среды проектирования и интеграции бортового оборудования;

3) Опыт участия в проекте МС-21.

Характеризуя динамику изменения характеристик авионики за последние годы, Е.А. Федосов отметил значительный рост количества функций, реализованных в авионике современных гражданских самолетов (например, А380 – около 90, SSJ-100 – около 70) по сравнению с самолетами предыдущего поколения (А320, Ил-96-300 – около 30; А330, Ту-204 – около 40). Количество строк кода в программном обеспечении растет с экспоненциальной скоростью и в современных самолетах достигло порядка 850 000 строк. Согласно представленной информации, если в 1960-е годы доля бортового оборудования в удельных временных затратах на проектирование ВС (без учета двигателя) составляла около 15%, то в настоящее время она достигла 60%. Удельная стоимость разработки программного обеспечения возросла с 15% в 1970-е годы до 75%.

Основным трендом развития авионики современных самолетов является развитие концепции интегрированной модульной авионики (ИМА). В докладе Е.А. Федосов представил перспективную архитектуру КБО на базе распределенной модульной авионики (РМА), которая, по его мнению, будет включать в себя: интегрированную систему управления техническим состоянием (на базе соответствующих меток и датчиков); интегрированную систему интеллектуальной поддержки экипажа; радиосистему ИМА CNS (на базе вычислительных крейтов ИМА радио); соответствующие ИМА системы (на базе вычислительных ядер, привязанных к функциональному ПО), связанные в бортовую сеть с помощью коммутаторов, концентраторов (включая удаленный концентратор для жестких условий эксплуатации) и видео-интерфейса; самолетные системы со встроенными электронными модулями; измерительные системы; электронный планшет летчика (электронный бортовой журнал).

По информации Е.А. Федосова, развитие радиосистем по концепции ИМА в настоящее время происходит по следующим направлениям: унификация и уменьшение количества блоков, крейтов, антенн и соединений; снижение массы оборудования; применение универсальных модулей обработки данных на платформе ИМА.

В докладе была представлена перспективная интегрированная система интеллектуальной поддержки экипажа, включающая в себя:

  • вычислительную платформу ИМА (функциональное программное обеспечение экспертной системы принятия решений, анализа траектории и выявления угроз, 4D-модели окружающего пространства, объединения данных от источников, навигационной привязки к рельефу; базы данных нештатных ситуаций, образов угроз, геоинформационной системы);
  • вычислительную платформу ИМА (ядро: функциональное программное обеспечение автопилота, индикации, системы управления общесамолетным оборудованием, самолетовождения, маршрутизации и управления радиосвязью);
  • а также объединенное в бортовую сеть специальное оборудование (многофункциональная РЛС, лидар, датчики технического зрения, ИМА-система наблюдения, ИМА-система связи, ИМА-система навигации и посадки, система воздушных сигналов, инерциальная навигационная система), сопряженное с соответствующими самолетными системами и системой индикации.

В числе технологий, обеспечивающих создание перспективных систем управления техническим состоянием летательных аппаратов, в докладе были названы:

  • перспективные датчики и материалы;
  • перспективные алгоритмы и модели;
  • эффективные методы верификации и валидации.

Другими перспективными направлениями развития авионики, рассмотренными в докладе Е.А. Федосова, стали:

  • бортовое устройство сопряжения (на базе стандарта ARINC 759);
  • развитие бортовых авиационных интерфейсов (включая наличие российских компонентов);
  • оптимизация управления ВС ГА в целях повышения безопасности полетов;
  • решение задачи посадки в аэропорте назначения в заданное время в заданное время с гарантированной точностью в 5 с (включая обеспечение 4-мерной навигации при полете по маршруту: по информации докладчика технологически данные решения уже реализованы компанией «Thales» с использованием опытного самолета A330);
  • отказоустойчивые составные широкоформатные индикаторы;
  • сенсорные индикаторы и пульты;
  • синтезированное и улучшенное видение;
  • навигация в зоне аэродрома.

Во 2-й части доклада («Создание единой технологической среды проектирования и интеграции бортового оборудования») Е.А. Федосов подробно представил всю систему современных процессов разработки авиационного оборудования, включая разработку и распределение требований, разработку программного обеспечения и аппаратуры, многоуровневые процессы верификации и валидации, комплексная и эффективная реализация которых должна привести к успешной сертификации конечной продукции.

Важным элементом разработки перспективных систем и оборудования гражданских самолетов является развитие нормативных и методических документов, обеспечивающих поддержку процессов разработки и сертификации КБО. В качестве основы для разработки российских нормативных документов Е.А. Федосов отметил принятые в качестве международного стандарта рекомендации P4754A (SAE ARP 4754A) – Руководство для разработки гражданских самолетов и систем.

В докладе были рассмотрены этапы разработки и прототипирования требований; создания оборудования и ПО; стендовой отработки КБО; а также направления развития нормативных и методических документов поддержки процессов разработки для сертификации КБО.

Достаточно подробно Е.А. Федосов остановился на автоматизированных технологиях (операционных системах) проектирования бортового оборудования, отметив, что при создании самолета МС-21 российские разработчики отдельных систем и оборудования использовали операционные системы иностранных компаний (Thales, Elbit). По словам докладчика, в целях развития технологий проектирования в настоящее время разрабатывается российская операционная система на базе открытого кода (разработчики – ИСП РАН, ООО ДС БАРС).

Представляя опыт участия ФГУП «ГосНИИАС» в разработке самолета МС-21, Е.А. Федосов отметил охарактеризовал стенды, разработанные по заказу компании «Иркут»:

  • стенд прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа (предназначен для проектирования и динамического тестирования информационно-управляющего поля кабины экипажа до начала изготовления элементов кабины и разработки программного обеспечения системы экранной индикации, а также отработки новых технология при последующей модернизации и расширении линейки самолетов МС-21);
  • стенд «Электронная птица» (имеет в своем составе кабину и предназначен для интеграции и тестирования функционирования бортовых систем в составе комплекса бортового оборудования);
  • стенд «Железная птица» (на котором установлены реальные механизмы и бортовое общесамолетное оборудование лайнера, проложены все предусмотренные конструкцией кабели электропроводки и трубопроводы; установлены имитаторы консолей крыла и оперения, системы управления механизацией крыла и хвостового оперения, подвеска шасси вместе с механизмами его уборки и выпуска; стенд предназначен для проверки работоспособности и отказобезопасности бортовых систем и механизмов самолета; на стенде проводятся и будет проведены многие испытательные и отладочные испытания).

В завершении доклада Е.А. Федосов представил сертификационный центр ФГУП «ГосНИИАС», аккредитованный Федеральным агентством воздушного транспорта в качестве центра сертификации аппаратно-программных средств авионики.

Участниками конференции был задан ряд вопросов, касающихся возможностей практического применения результатов работ по созданию научно-технического задела – в частности, со стороны Технологической платформы был задан вопрос о сроках создания модернизированной версии авионики для перспективного российского самолета МС-21, упомянутой в докладе. Отвечая на поставленный вопрос, Е.А. Федосов, отметил, что при условии оптимального финансирования на это потребуется от 3 до 5 лет.

Рабочее обсуждение доклада с участниками конференции выявило ряд проблемных вопросов, требующих более детального рассмотрения, в частности, вопроса о возможностях эксплуатации и технической поддержки российской операционной системы проектирования комплексов бортового оборудования, создаваемой за счет средств федерального бюджета.

В конференции также приняли участие другие представители ведущих российских и иностранных организаций, специализирующихся в области бортового радиоэлектронного оборудования (авионики).

В докладе М. Гатти (Marc Gatti, «Thales Avionics») был озвучен новый подход к управлению многоядерными вычислениями, в основе которого лежит тенденция миниатюризации вычислительного оборудования и необходимость обеспечения надежной доказательной базы для сертификационных органов.

В докладе ведущего инженера ФГУП «ГосНИИАС» Ю.А. Солоделова была представлена разрабатываемая в настоящее время российская операционная система JetOS, предназначенная для разработки комплексов бортового оборудования. Согласно представленной информации работа организована на базе 2-х НИР: 2016 года – в рамках которой осуществлялось предварительное прототипирование с целью подготовки к созданию архитектуры, а также создание задела по процессной работе, по требованиям и архитектуре; НИР, выполняемая в 2017-2019 гг., предполагает завершение процессов постановки в соответствии с DO-178С и поэтапную разработку всех данных жизненного цикла на базе имеющегося задела.

Ведущий инженер ФГУП «ГосНИИАС» С.А. Автоманов рассказал о работе по созданию автоматизированной информационной среды (АИС) поддержки процессов проектирования авионики. Согласно представленной информации, основным назначением системы является обеспечение сохранности и непрерывности потока информации в процессах разработки авиационных систем, воздушных судов и авионики в течение всего периода их существования (разработки, изготовления, эксплуатации). В 2013-2016 гг. в рамках программы создания АИС велось создание научно-технического задела – хранилища артефактов «Нестор» и платформы коллективной разработки и перевода документации; в 2015-2016 гг. велись работы по созданию прототипа АИС для разработки документации и комплекта требований и контроля изменений в требованиях по регламенту; в 2017 году – планируется создание опытного образца АИС и его апробация в проекте разработки операционной системы JetOS; в 2018-2019 гг. – планируется апробация АИС для разработки и сертификации КБО, создание центра сопровождения эксплуатации АИС в промышленности. Применительно к проекту МС-21, наряду с апробацией АИС при разработке отечественной операционной системы, планируется подготовка к применению АИС в проекте разработки и сертификации отечественного КБО самолета МС-21 в части автоматизации верификации моделей, изготовления сертификационного пакета и поддержки процессов сертификации внешней организацией.

Представитель ФАУ «Авиарегистр России» А.Я. Книвель выступил с докладом «Система сертификации типа ВС и АТ в России. Организация работ по сертификации самолета МС-21». В докладе была представлена общая схема организации работ по поддержанию летной годности воздушных судов в Российской Федерации, действовавшая до и после выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 1283, а также после выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2016 г. № 1011, в соответствии с которым функции по сертификации разработчиков и изготовителей воздушных судов переданы от Минпромторга России к Росавиации.

Доклад представителя АО «НИИАО» В.А. Шурмана был посвящен унифицированным аппаратным решениям для вычислительной платформы ИМП комплекса бортового оборудования самолета МС-21. В докладе были представлены основные цели, принципы и подходы, принятые в ОКР «ИКБО ИМА». Согласно представленной информации, в рамках программы ИКБО ИМА осуществляется разработка 13 наименований оборудования, согласованного к установке на МС-21 (группа 1). 2 наименования оборудования дополнительно устанавливаются на МС-21; по 10 наименованиям оборудования – согласованы технические задания с ПАО «Корпорация «Иркут» и ООО «ОАК – Центр комплексирования» – требуется решение о запуске «импортозамещенного» варианта самолета МС-21.

В качестве оборудования, устанавливаемого на МС-21, в докладе были представлены:

  • Многофункциональный индикатор (МИ);
  • Бортовой сервер данных БВС 1-1-СД;
  • Вычислительно-интерфейсная платформа бортового брэндмаузера БВС-1-3-БМ;

в качестве оборудования, предлагаемого в рамках импортозамещения для установки на МС-21:

  • Бортовая вычислительная система общих вычислительных ресурсов БВС-1-1-21;
  • Блоки сетевого коммутатора AFDX: БВС-1-10-СК, -СК1.

Согласно представленной информации, на бортовую вычислительную систему общих вычислительных ресурсов БВС-1 получено Свидетельство о годности комплектующего изделия Федерального агентства воздушного транспорта от 28 декабря 2016 г.

Также в докладе В.А. Шурмана были представлены функциональные системы, разработанные на основе унифицированных аппаратных решений для вычислительной платформы ИМА комплекса бортового оборудования самолета МС-21:

  • Система спутниковой навигации и посадки ИРК-2;
  • ИМА-система ответчика ИСН-2-1;
  • ИМА-система наблюдения за воздушной обстановкой ИСН-2.2.

В докладе Начальника лаборатории «Разработка и тестирование радиотехнических систем» ФГУП «ГОСНИАС» В.Ю. Данилова была презентована перспективная объединенная радиотехническая система для CNS ИМА для магистральных пассажирских самолетов. В докладе были представлены принципы построения радиосистем ИМА 1 поколения, разработанные в рамках НИР «ИМА-Конструктор» и «ИМА-Интеграция» в 2011-2013 гг.; ИМА 2 поколения, разработанные в рамках НИР «Ассоциация-ИМА» в 2014-2015 гг.; а также общая схема радиосистемы CNS на единой платформе по технологии распределенной модульной электроники (РМЭ); представлены новые возможности поляриметрической РЛС, возможности интеграции в РЛС функций обеспечения безопасности полета, а также возможности и состояние стендовой базы для радиотехнических систем ИМА.

Доклад Начальника лаборатории «Системы индикации и средства обучения» ФГУП «ГосНИИАС» В.И. Златомрежева был посвящен оценке человеко-машинного интерфейса информационно-управляющего поля кабины экипажа самолета МС-21 с использованием стенда прототипирования. В докладе были достаточно подробно представлены основные подходы к совершенствованию человеко-машинного интерфейса информационно-управляющего поля кабины экипажа использованием стенда прототипирования, созданного в рамках разработки самолета МС-21, включая модели, реализованные в составе стенда прототипирования (всего – 35 моделей).

Представитель компании «Jeppesen» (дочерняя компания корпорации «Boeing», США) С. Энгельс рассказал о продукте Jeppesen NavData, который, согласно представленной информации, задает отраслевой стандарт в области точности данных; его использовании ведущими разработчиками ВС; а также о геопространственных базах данных (цифровая карта аэропортов, рельеф, препятствия), предоставляемых компанией «Jeppesen».

Представитель компании ООО «НПЦ ЭрАвиаЛогин» А.П. Пленцов озвучил доклад, посвященный индикатору пространственного положения самолета, реализованному в 3D-графике – ЭПИЛС (Эффективный Пилотажный Индикатор Логический Самолетный), который в отличие от современных приборов авиагоризонтов – так называемых PFD (Primary Flight Display) не создает иллюзорного (неправильного) пространственного положения использующему его летчику.

Доклад главного специалиста ФГУП «ГосНИИАС» Н.В. Куланова был посвящен разработке перспективной задачи вертикальной навигации для самолета МС-21 на базе комплекса прототипирования вычислительной системы самолетовождения – специализированного программно-аппаратного комплекса, позволяющего решать задачу формирования высотно-скоростного профиля с использованием современных методов оптимизации, а также задачи моделирования движения ВС с учетом вращения Земли с реальными ЛТХ и текущими параметрами атмосферы.

В докладе начальника подразделения ФГУП «ГосНИИАС» Ю.И. Буряка было представлено перспективное направление автоматизации процессов оперативного технического обслуживания воздушных судов семейства МС-21 с использованием электронного бортового журнала.

Далее можно ознакомиться с основными презентациями, представленными на мероприятии.

Основные направления формирования научно-технического задела в области бортового оборудования перспективных воздушных судов (Е.А. Федосов, ФГУП «ГосНИИАС»)

Multi-core Management – A new approach (M. Gatti, Thales Avionics)

Сертифицируемая бортовая операционная система реального времени JetOS для российских проектов ВС (Ю.А. Солоделов, ФГУП «ГосНИИАС»)

Автоматизированная информационная среда поддержки разработки авионики (С.А. Автоманов, ФГУП «ГосНИИАС»)

Система сертификации типа ВС и АТ в России (А.Я. Книвель, ФАУ «Авиарегистр России»)

Унифицированные аппаратные решения для вычислительной платформы КБО самолета МС-21 (В.А. Шурман, АО «НИИАО»)

Объединенная радиотехническая система для CNS ИМА для магистральных пассажирских самолетов (В.Ю. Данилов, ФГУП «ГосНИИАС»)

Оценка человеко-машинного интерфейса информационно-управляющего поля кабины экипажа самолета МС-21 с использованием стенда прототипирования (В.И. Златомрежев, ФГУП «ГосНИИАС»)

Jeppesen NavData (С. Энгельс, Jeppesen)

ООО «НПЦ ЭрАвиаЛогин»: новые технологии (А.П. Пленцов)

Разработка перспективной функции вертикальной навигации для самолета МС-21 на базе комплекса прототипирования самолетовождения (Н.В. Куланов, ФГУП «ГосНИИАС»)

Автоматизация процессов оперативного технического обслуживания ВС типа МС-21 с использованием электронного бортового журнала (Ю.И. Буряк, ФГУП «ГосНИИАС»)

Благодарим организаторов Конференции за предоставленную возможность получить доступ к презентациям докладов, представленных на мероприятии.


20 июля 2017 г. (МАКС-2017) состоялось мероприятие (панельная дискуссия) «Будущее аэронавигации: тенденции и перспективы» (организатор – Boeing). На наш взгляд, данное мероприятие чрезвычайно актуально для развития в рамках деятельности Технологической платформы.

Предлагаем вашему вниманию основные презентации (доклады, на русском языке), представленные на данном мероприятии.

Общая структура и основные участники (Boeing)

Программы трансформирования национальных аэронавигационных NextGen (США) и SESAR (EU): обзор (Джон Три, Boeing Global Services)

Операции, основанные на траекториях (TBO) (Джон Три, Boeing Global Services)

Будущее аэронавигации, основанной на характеристиках (PBN). Успех внедрения в совместной деятельности заинтересованных сторон (Джон Три, Boeing Global Services)

Задачи комиссии ICAO по управлению информацией (Джон Мур, Boeing)

Задачи комитета ICAO в области процедур выполнения полетов по приборам (Джон Мур, Boeing)

Нормативно-правовое регулирование и безопасность (Торстен Дамрёз, Jeppesen)

От САИ к УАИ и SWIM (Фолькер Майер, Boeing)


19 июля 2017 г. (МАКС-2017) Представители Технологической платформы приняли участие в работе Круглого стола «Стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации» (организатор – ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»).

С общей информацией о разработке Стратегии развития аэронавигационной системы Российской Федерации (цели, задачи и организация разработки Стратегии развития АНС России) выступил Заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Е.В. Мельников. С докладом о роли и значении аэронавигационной системы начальник Отдела аэронавигационного обеспечения Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранс России Д.А. Степанко. В рамках круглого стола также состоялись выступления представителей общественных организаций различных групп пользователей воздушного пространства, а также отдельных авиакомпаний.

К сожалению, представленные в рамках мероприятия материалы о проекте Стратегии развития аэронавигационной системы Российской Федерации не позволяют выявить наиболее перспективные технические и технологические решения, необходимые для реализации Стратегии; определить наличие разработок и компетенций, имеющихся в Российской Федерации; оценить затраты, необходимые для реализации Стратегии. Учитывая значимость данного направления для развития авиации и авиационной деятельности в Российской Федерации, Технологическая платформа планирует в дальнейшем более интенсивно участвовать в развитии данного направления, в том числе в части взаимодействия с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством воздушного транспорта, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», пользователями воздушного пространства, другими заинтересованными организациями.


18 июля 2017 г. (МАКС-2017). Представители Технологической платформы приняли участие в работе Круглого стола «Ведущие ученые - предприятиям космической и авиационной отрасли» (организаторы – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУП «ЦАГИ», ООО «Инконсалт К»). Модератором мероприятия выступил Генеральный директор ОАО «МАЦ» В.И. Довгий.

На мероприятии были представлены проекты - победители конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации по постановлению Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», направленному на привлечение ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации, а также создание научных лабораторий, способных конкурировать с ведущими лабораториями мира (так называемые «мегагранты»).

Мероприятие было весьма полезным для Технологической платформы с точки зрения более детального знакомства с проектами, поддержанными Министерством образования и науки Российской Федерации, оценки возможностей применения полученных результатов в авиастроении и смежных отраслях. Среди проектов (исследовательских лабораторий, научных и экспериментальных установок), представленных на мероприятии, наибольший интерес для Технологической платформы вызвали следующие проекты (лаборатории, установки):

  • Возможности использования ультрамелкозернистых легких сплавов в авиакосмической промышленности (организация – Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова; руководитель – С.В. Добаткин; основные выводы – интенсивная пластическая деформация алюминиевых сплавов приводит к измельчению зерен вплоть до наноуровня. Структура характеризуется относительно высокой плотностью дислокаций, неравновесными границами зерен и измененным фазовым составом. Такая структура обуславливает очень высокую прочность при удовлетворительной пластичности; показана возможность одновременного повышения механических и эксплуатационных свойств объемных нано- и субмикрокристаллических легких сплавов; в настоящий момент использование интенсивной пластической деформации ультрамелкозернистых легких сплавов наиболее перспективно в качестве полуфабриктов для дальнейшей формовки);
  • Лаборатория неорганических наноматериалов (организация – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; руководитель – Д.В. Гольберг; наиболее значимые результаты – получены опытные образцы композитов Al-BN с плотностью 2,5 г/см³ и высокой прочностью на растяжение – 420 и 170 Мпа (при t=20°С и t=500°С соответственно; при комнатной температуре достигнутые значения выше прочности некоторых марок конструкционных сталей);
  • Термоустойчивые композитные материалы для промышленного применения на основе термопластов (Лаборатория «Многомасштабное экспериментальное исследование и моделирование полимерных композитов на основе перспективных термопласт для промышленного применения»; организация – Институт высокомолекулярных соединений РАН; руководитель – Х.М. Кенни; наиболее значимые результаты – разработаны новые методы получения нанокомпозитов на основе полиимидов, полиэфирэфириректона, полифениленсульфона и других термопластичных полимеров. При помощи многомасштабного компьютерного моделирования исследовано влияние химического строения полимерной матрицы, типа и количества вводимого нанонаполнителя на свойства материалов. В рамках проекта установлено, что на механические свойства композитов влияет кристаллизация полимерной матрицы, что связано с анизатропией свойств матрицы вблизи частиц наполнителя);
  • Лаборатория легких материалов и конструкций (организация – Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого; руководитель – В.Г. Михайлов; наиболее значимые результаты – разработан новый композиционны материал с углеродными наноструктурами. Преимуществом материала является его высокая прочность (до 900 МПА), а также однородность свойств. Усовершенствован процесс сварки трения с перемешиванием (сварка происходит без плавления материала), что позволило внедрить его в производство высокотехнологичных изделий в вагоно-, судо- и авиастроении и применить для разработки материалов со структурированными поверхностями);
  • Экспериментальное исследование деформационных, прочностных и усталостных характеристик перспективных конструкционных материалов, построение теоретических моделей для описания их свойств и проведения расчетов (Научная лаборатория механики перспективных конструкционных и функциональных материалов; организация – Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Е.В. Ломакин; наиболее значимые результаты – разработаны методики комплексного экспериментального изучения поведения металлов, сплавов и композиционных материалов при сложных термомеханических воздействиях. Получены новые данные о процессах деформирования, накопления повреждений и разрушения авиационных сплавов, волокнистых полимерных композитов и элементов конструкций. В частности, получены результаты оценки влияния эксплуатационных факторов на характеристики современных композиционных материалов авиационного назначения; получены новые данные о многоцикловой усталости и закритическом деформировании сталей и сплавов в условиях сложного нагружения);
  • Лаборатория искрового лазерного спекания (организация – Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; руководитель – Р.С.М. Торрсесильяс; наиболее значимые результаты – получены передовые научные результаты в области создания новых композитных керамических материалов для различных применений, в том числе для инновационных режущих пластин);
  • Лаборатория лазерных аддитивных технологий (организация – ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»; руководитель – М. Шмидт; наиболее значимые результаты – разработана полная 3D-математическая модель коаксиальной лазерной наплавочной головки, учитывающая динамику газо-порошковых потоков в головке и вблизи обрабатываемой поверхности, взаимодействие лазерного излучения с подложкой, термодинамические процессы в ванне расплава; путем математического моделирования и высокоскоростной шлирен-визуализации получено 3D-распределение векторов скорости газо-порошковых потоков на выходе сопла лазерной головки и вблизи обрабатываемой поверхности. Определены траектории движения наплавляемых частиц в зависимости от их фракционного состава и плотности; разработана и экспериментально апробирована система автоматической стабилизации температуры ванны расплава на поверхности обрабатываемого изделия; исследовано пространственное распределение атомов, молекул и частиц вблизи обрабатываемой поверхности методом теневой спектральной визуализации);
  • Использование современных суперкомпьютеров для теоретического моделирования и ускоренной разработки новых материалов (Лаборатория моделирования и разработки новых материалов; организация – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; руководитель – И.А. Абрикосов; наиболее значимые результаты – открыт качественно новый тип электронного перехода в материалах, возникающий при высоком давлении из-за пересечения внутренних электронных орбиталей в атомах (на примере осмия). Предложена новая модель, позволяющая применять методы молекулярной динамики для моделирования роста нанокластеров в плазме. Разработана концепция влияния эффектов легирования на упругие свойства новых жаропрочных сплавов на основе NiAl; концепция подтверждена экспериментально. Усовершенствованы методы моделирования свойств материалов в условиях их технологических применений, проведена их апробация для моделирования ряда конструкционных материалов, в т.ч. сталей и сплавов на основе Ti, а также осуществлена верификация на основе сравнения с экспериментом);
  • Роботизированная ультразвуковая томография композиционных материалов (Международная научно-образовательная лаборатория неразрушающего контроля; организация – Национальный исследовательский Томский политехнический университет; руководитель – Д.А. Седнев; наиболее значимые результаты – развивается создание системы «машинного зрения» ультразвуковой томографии. Разработанная система позволяет идентифицировать неизвестные объекты с разрешением 200 мкм и переводом полученного массива данных в 3D-модели. Практическая апробация системы проведена на композиционных конструкционных материалах изделий холдинга «Вертолеты России»);
  • Лазерная и гетеродинная спектроскопия сверхвысокого разрешения (Лаборатория прикладной инфракрасной спектроскопии; организация – МФТИ; коллектив – А.В. Родин, В..М. Семенов, А.Ю. Климчук, С.Г. Зеневич; результаты могут быть использованы – для контроля поля скоростей в аэродинамических трубах, систем вихревой безопасности, контроля состав внутренней атмосферы ЛА, контроля рабочих процессов в ЖРД, ТРД и ПВРД);
  • Разработка методов идентификации механизмов генерации шума турбулентными течениями и применение этих методов в лабораторных и натурных условиях (Лаборатория механизмов генерации шума и модального анализа; организации – Пермский национальный исследовательский политехнический университет, совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» и ФГУП «ЦАГИ»; руководители – В.Ф. Копьев, В.В. Пальчиковский; основные направления научных исследований – развитие методов снижения шума дозвуковых турбулентных струй; развитие экспериментальных подходов в аэроакустике турбулентного вихревого кольца; отработка методов измерений шума авиационного двигателя для условий открытого двигательного стенда; отработка методов идентификации модального состава шума в воздухозаборнике авиационного двигателя; отработка методов извлечения импеданса крупногабаритных звукопоглощающих конструкций. Полученные результаты использованы при разработке перспективного двигателя ПД-14);
  • Лаборатория физического и численного моделирования течений с горением в двигателях перспективных летательных аппаратов (открытие лаборатории состоялось 18 июля 2017 г.; организация – ФГУП «ЦАГИ»; руководитель – В.А. Сабельников; приоритетные направления исследований – разработка новых моделей топливного горения; создание высокоэффективных алгоритмов, необходимых для проектирования и изготовления экспериментальной камеры сгорания; создание новых моделей турбулентности).

Далее можно ознакомиться с презентациями докладов участников мероприятия, отмеченных выше.

Возможности использования ультрамелкозернистых легких сплавов в авиакосмической промышленности (С.В. Добаткин)

Термоустойчивые композитные материалы для промышленного применения на основе термопластов (Х.М. Кенни)

Лаборатория легких материалов и конструкций (В.Г. Михайлов)

Экспериментальное исследование деформационных, прочностных и усталостных характеристик перспективных конструкционных материалов, построение теоретических моделей для описания их свойств и проведения расчетов (Е.В. Ломакин)

Лаборатория лазерных аддитивных технологий (С.А. Михайлов)

Использование современных суперкомпьютеров для теоретического моделирования и ускоренной разработки новых материалов (И.А. Абрикосов)

Роботизированная ультразвуковая томография композиционных материалов (Д.А. Седнев)

Лазерная и гетеродинная спектроскопия сверхвысокого разрешения (А.В. Родин)

Разработка методов идентификации механизмов генерации шума турбулентными течениями и применение этих методов в лабораторных и натурных условиях (В.Ф. Копьев)

Разработка моделей и численных исследований высокоскоростного турбулентного горения в силовых установках (В.А. Сабельников)

Учитывая потенциальные возможности применения результатов деятельности данных лабораторий (проектов) в авиационной отрасли, обращаемся к организациям - авторам (разработчикам) данных проектов с просьбой представить более подробную информацию о своей деятельности; а к организациям, заинтересованным в сотрудничестве с данными лабораториями (коллективами) – рекомендации (требования) к результатам перспективных исследований и разработок.

Мы планируем более детально ознакомиться с результатами реализации данных проектов, а также компетенциями их участников, и в случае положительной оценки организовать дальнейшее взаимодействие, прежде всего, с целью применения (внедрения) наиболее эффективных решений в текущих и перспективных авиастроительных проектах (программах).


17 июля 2017 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Евразийском аэрокосмическом конгрессе, который состоялся в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017. Конгресс состоял из общего (пленарного) заседания и отдельных мероприятий (круглых столов, конференций) по различным тематическим направлениям.

На пленарном заседании с главной темой «Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы» выступили представители российских и иностранных компаний и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, а также Республики Казахстан.

Среди состоявшихся выступлений хотелось бы отметить выступление Генерального директора директор АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», член-корр. РАН Н.А. Тестоедова, который на высоком профессиональном уровне рассказал о текущем состоянии мирового рынка космических аппаратов, существующей позиции Российской Федерации, а также четко охарактеризовал ключевые направления обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. На наш взгляд, многие из изложенных подходов АО «ИСС» могли бы быть применены и оказаться полезными для авиационной отрасли.

В рамках состоявшегося Конгресса представители Технологической платформы приняли участие в 2-х наиболее интересных для нас тематических мероприятиях – круглых столах «Образование будущего» (модератор – Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», академик РАН С.Л. Чернышев) и «Экраноплан – инновационный транспорт XXI века» (модератор – Генеральный директор – Главный конструктор НПП «ТРЭК» В.В. Колганов).

На первом мероприятии весьма содержательным стало выступление Ректора ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» академика РАН М.А. Погосяна. М.А. Погосян, имеющий обширный опыт руководства ведущей российской конструкторской организацией – «ОКБ Сухого» и всей «Объединенной авиастроительной корпорацией», рассказал о своем видении развития подготовки кадров для авиационной отрасли и наиболее приоритетных, на его взгляд, направлениях научно-технологического развития. Весьма интересным оказался сам формат мероприятия, на котором молодые специалисты - выпускники различных иностранных и российских вузов рассказывали об особенностях национальных систем образования (подготовки кадров) по аэрокосмическим специальностям.

Круглый стол «Экраноплан – инновационный транспорт XXI века» был посвящен многолетнему опыту, текущим и перспективным проектам компании НПП «ТРЭК» по созданию экранопланов – специальных транспортных средств, сочетающих в себе специфические особенности летательного и плавающего аппарата. Технологическая платформа достаточно давно знакома с проектами НПП «ТРЭК (экраноплан «Иволга» и другие проекты). К сожалению, на сегодняшний день эти весьма оригинальные аппараты российской разработки и производства, не получили необходимой поддержки в нашей стране: проект развивается, в основном, за счет средств иностранных инвесторов (прежде всего, китайских), а разработчики предлагают и продвигают свои аппараты на иностранные рынки. В тоже время, мы были приятно удивлены настойчивостью и энтузиазмом команды разработчиков проекта, и надеемся, что применение экранопланов начнется и в нашей стране, имеющей достаточно зон, пригодных для их эффективной эксплуатации.


25-27.05.2017 г. Представители Технологической платформы посетили Международную выставку HeliRussia-2017, в рамках которой приняли участие в следующих мероприятиях:

  • круглый стол «Эксплуатация и послепродажное обслуживание вертолетов российского производства: состояние, проблемы и пути решения»;
  • научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование»;
  • круглый стол «Сжиженный газ - реальная экологическая альтернатива авиационному и другим видам моторного топлива для Арктики, Крайнего Севера и Антарктики»;
  • международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы»;
  • международная конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем»;
  • церемония награждения победителей конкурса «Вертолеты ХXI века»;
  • Семинар «Безопасность полетов легких вертолетов»;
  • пресс-конференция, посвященная первому полету вертолета Ка-62.

Среди вопросов, поднятых на состоявшихся мероприятиях, прошедших с участием представителей Технологической платформы, хотелось бы отметить проблематику совершенствования российского авиационного законодательства, которое, по мнению многих участников, отстает на целое поколение от передовой зарубежной практики, препятствуя внедрению многих технических и технологических инноваций. Так, участники круглого стола «Эксплуатация и послепродажное обслуживание вертолетов российского производства: состояние, проблемы и пути решения» отметили невозможность в рамках действующих правил и практики Росавиации использования электронного способа внесения изменений в документацию отечественной вертолетной техники, включая возможность использования электронного портфеля летчика (Electronic Flight Bag).

Участники научно-практической конференции «Авиационное бортовое оборудование» рассказали о наиболее перспективных, на их взгляд, направлениях развития бортового оборудования вертолетной техники. Особо хотелось бы отметить доклад руководителя направления Дирекции по БРЭО АО «Вертолеты России» Н.Г. Федорова, в котором достаточно системно были изложены перспективные направления развития бортового вертолетного оборудования, среди которых применительно к гражданских ЛА были выделены продолжение развития концепции ИМА (интегрированная модельная авионика) и создание обзорных систем (оптических и радиодиапазона).

Достаточно информативным для Технологической платформы стал круглый стол «Сжиженный газ – реальная экологическая альтернатива авиационному и другим видам моторного топлива для Арктики, Крайнего Севера и Антарктики». И, хотя данная тематика для Платформы не нова (в 2013 году по инициативе ОАО «ОПК «Оборонпром» был предложен к формированию комплексный проблемно-ориентированный проект «Внедрение газомоторной техники на авиационном транспорте» и образована соответствующая рабочая группа), а российские организации обладают серьезным научно-техническим заделом в данной области, следует констатировать, что за последние годы продвижение в данном направлении практически отсутствует. Ключевой проблемой, на наш взгляд, является комплексный характер внедрения авиационной газомоторной техники, требующий согласованного развития, как самих летательных аппаратов и их силовых установок, так и соответствующей наземной инфраструктуры (топливно-заправочная инфраструктура, система и логистика доставки газомоторного топлива). Практическое внедрение нового вида авиационной техники невозможно без согласованных действий всех заинтересованных сторон – разработчиков и производителей авиационной техники, операторов наземной авиационной инфраструктуры, авиационных предприятий - эксплуатантов, производителей и поставщиков газового топлива. Важным элементом также является проведение целенаправленной государственной политики, стимулирующей и поддерживающей развитие данного направления, что особенно актуально для нашей страны, обладающей уникальными запасами газа. В этих условиях следует поблагодарить и подержать организации и экспертов, сохраняющих оптимизм и компетенции в данной области.

Особого упоминания заслуживает конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем», на которой выступил Заместитель Директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России А.Г. Шнырев. В докладе А.Г. Шнырева достаточно подробно была представлена ситуация и позиция Министерства в отношении правового регулирования деятельности в области беспилотных авиационных систем. Несмотря на то, что в последние годы был принят ряд законодательных инициатив в данной области, нормативно-правовое поле разработки и эксплуатации БПЛА остается слаборазвитым, в том числе по причине отсутствия надежных технических решений, обеспечивающих безопасную эксплуатацию БПЛА в общем воздушном пространстве.

Семинар «Безопасность полетов легких вертолетов» запомнился обстоятельным и достаточно подробным докладом начальника отдела Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационных происшествий С.А. Поспелова, который представил анализ летных происшествий (аварий и катастроф) с вертолетами за последние годы. Причин случившихся авиационных происшествий достаточно много, но особо обращают на себя внимание случаи контактов вертолетов с воздушными линиями электропередач, на которых отсутствует соответствующая предупреждающая информация. Основной причиной этого также является несовершенство российского законодательства, о чем достаточно эмоционально рассказал Председатель Правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов «АОПА-Россия» В.В. Тюрин. На наш взгляд, следует направить усилия также и на разработку технических средств, которые способны своевременно обнаруживать воздушные линии и предотвращать опасные сближения с ними летательных аппаратов.

Среди экспонатов (стендов, компаний), представленных на выставке HeliRussia-2017, хотелось бы отметить проекты, представляющие особый интерес с точки зрения деятельности Технологической платформы:

  • авиационные поршневые двигатели семейства АПД-Уфа (четырехцилиндровый ДДА-120М мощностью 120 л.с.; одноцилиндровый АПД-200 мощностью 30 л.с.), работающие как на авиационном бензине, так и на авиационном керосине (г. Уфа);
  • вертолет «Афалина», разрабатываемый компанией «HeliWhale» (г. Кемерово);
  • компания АО «НПО «СПАРК», занимающаяся ремонтом вертолетов семейств Ми-8/17 и Ка-32 (г. С-Петербург);
  • бортовое и наземное оборудование разработки и производства АО «Уральский завод гражданской авиации» (г. Екатеринбург);
  • малогабаритный метеорологический локатор «Контур-МЕТЕО-02» компании ООО «Контур-НИИРС» (г. С-Петербург);
  • электронный планшет летчика «Аэронавигатор» и ПО «Штурманская подготовка к полету» компании ООО «Монитор Софт» (г. Жуковский);
  • производство авиационных бензинов AVGAS 100LL и Б-91/115 компании ОАО «ИВХИМПРОМ» (г. Иваново);
  • Международный Центр деловой авиации на аэродроме «Раменское» компании «АВКОМ» (Московская обл., г. Жуковский).

На наш взгляд, дальнейшее развитие данных проектов может привести к созданию более эффективных летательных аппаратов и других видов авиационной техники, развитию перспективных авиационных технологий и повышению уровня авиационной мобильности в Российской Федерации.

В рамках посещения выставки также состоялись рабочие встречи и совещания с представителями организаций - участников Технологической платформы и других организаций, в т.ч. по вопросам формирования и реализации совместных проектов.