Главная страница / Аналитический центр / Комитет по науке / Механизмы управления научными исследованиями и разработками

 

 

Механизмы управления научными исследованиями и разработками

 

Структура раздела:

Аналитический центр    
Комитет по науке
(механизмы управления НТЗ)
Комитет по стратегическому
планированию и приоритетным проектам
Юридический комитет
(законодательные инициативы)
Механизмы управления научными
исследованиями и разработками
Стратегическое планирование и
государственное финансирование
Нормативно-правовая база
в научной сфере
Национальный проект
«НАУКА»
Приоритетные направления и проекты
(формы организации проектной работы)
Законодательные инициативы
и новые законопроекты
Формирование приоритетных
комплексных проектов
Новые технологии
и перспективные направления
Новый закон о науке
(направления развития науки и технологий)

 

 


 

 

С момента создания Технологической платформы вопросам развития и повышения эффективности функционирования авиационной науки уделялось особое внимание. В начальный период своей деятельности Платформа принимала активное участие в разработке и согласовании проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении – документа, который должен был стать ключевым стратегическим и программным документом в области научно-технологического развития отрасли. Разрабатываемые и обсуждаемые в тот период редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы рассматривались в качестве «расширенной копии» будущего Национального плана.

Однако по различным субъективным и объективным причинам Национальный план развития и науки и технологий в авиастроении так и не был принят; а вопросы повышения эффективности функционирования авиационной науки, особенно в части ее взаимодействия с промышленностью (бизнесом), остаются актуальными и на текущий момент.

Наработанный опыт деятельности Технологической платформы, результаты мероприятий по разработке и согласованию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении, планов и результатов работ ведущих научно-исследовательских организаций отрасли – позволили сформулировать конкретные предложения по совершенствованию механизмов управления созданием научно-технического задела в авиастроении и других высокотехнологичных отраслях, актуализированные и систематизированные в 2017 году.

К числу наиболее значимых новаций, предлагаемых Платформой, следует отнести:

  • Изменение принципов организации экспертизы при планировании тематик работ и отборе исполнителей – переход от доминирования научных организаций в рабочих (экспертных) группах (органах) к равному (пропорциональному) представительству научных организаций и организаций промышленности (бизнеса), максимально широкое привлечение независимых экспертов (авиакомпании, эксплуатирующие организации, потребители), исключение аффилированности при рассмотрении заявок (предложений) на проведение работ и результатов их выполнения;
  • Четкое разделение работ на работы (проекты), направленные на создание (развитие, доведение) новых технологий, и работ, направленных на обеспечение развития отраслевой науки (методы и методики проведения экспериментальных исследований и испытаний);
  • Создание (развитие) новых технологий должно быть направлено не только на их использование при создании перспективной техники, но и внедрение в текущих проектах (программах) производства (модернизации, модификации) авиационной и другой высокотехнологичной продукции;
  • Расширение числа участников формирования тематик отраслевых НИР и исполнителей работ, включая привлечение к участию в данных работах организаций промышленности (бизнеса), высших учебных заведений, институтов РАН, малых и средних компаний;
  • Организация специальных поисковых НИР с небольшими объемами бюджетного финансирования, что обеспечит участие широкого круга компаний и проектных коллективов и выявление новых технологических направлений.

Мы надеемся, что дальнейшее развитие Технологической платформы позволит реализовать предлагаемые меры по совершенствованию системы управления и самоуправления, как в рамках деятельности ТП, так и путем внедрения в соответствующие механизмы управления (реализации) государственных и федеральных целевых программ, институтов развития и других инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р, предусмотрены серьезные изменения в системе организации научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации. К числу основных новаций относятся:

  • создание советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (советы по приоритетам);
  • разработка и утверждение государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», которая должна заменить государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • разработка, утверждение и реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла;
  • подготовка предложений по созданию новых и адаптации существующих финансовых продуктов для финансирования организаций, обеспечивающих реализацию приоритетов научно-технологического развития, в том числе льготного возвратного финансирования;
  • разработка концепции реализации функций «квалифицированного заказчика» и корректировка механизмов реализации инструментов поддержки исследований и разработок;
  • привлечение бизнеса к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах с государственным участием;
  • развитие организационно-финансовых механизмов для привлечения отечественных и зарубежных ученых и инженеров мирового класса, а также предпринимателей, занятых в сфере создания и обращения научных знаний, к формированию новых научных, инженерных коллективов и реализации научных, научно-технических проектов в Российской Федерации;
  • определение основных направлений осуществления международного научно-технического сотрудничества и интеграции российской науки в мировое научное пространство в среднесрочном периоде.

Технологическая платформа планирует и дальше активно участвовать в совершенствовании и развитии системы организации научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, включая определение роли и функционала технологических платформ, повышение эффективности механизмов планирования и реализации перспективных исследований и разработок.

* * * * *

Важнейшими вопросами, непосредственно связанными с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее также – Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, а также разработкой и применением будущего федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», являются:

  • разработка и реализация государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;
  • формирование и деятельность советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития.

Разработка и реализация государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» осуществляется в соответствии с «Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее также – План), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р. Согласно Плану, государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» должна быть утверждена 1 июня 2018 г. В рамках Программы должны быть определены скоординированные (многоканальные) механизмы финансирования комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла из средств государственных программ Российской Федерации, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В составе государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» должны быть утверждены:

  • программа фундаментальных исследований, сформированная в соответствии с большими вызовами и включающая механизмы их корректировки;
  • комплексные научно-технические подпрограммы в области обеспечения безопасности, развития новых производственных технологий, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, а также иных направлений в рамках приоритетов научно-технологического развития, определенных Стратегией.

Согласно информации, представленной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, стадия общественного обсуждения проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» завершилась 19 ноября 2017 г. (https://regulation.gov.ru/projects#npa=73280). Там же представлен текст проекта Программы по состоянию на 21 сентября 2017 г. В соответствии представленной редакцией планируется, что новая государственная программа будет состоять из следующих подпрограмм:

  • подпрограммы 1 «Развитие национального интеллектуального капитала» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 16,5 млрд. рублей);
  • подпрограммы 2 «Фундаментальные научные исследования в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 154,4 млрд. рублей);
  • подпрограммы 3 «Научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений по инициативе исследовательского, инженерного и предпринимательского сообщества» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 37,1 млрд. рублей);
  • подпрограммы 4 «Исследования, разработки и инновации в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, включая комплексные научно-технические программы и проекты» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 174,9 млрд. рублей);
  • подпрограммы 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 93,1 млрд. рублей);
  • подпрограммы 6 «Формирование эффективной открытой системы организации науки, технологий и инноваций» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 6,3 млрд. рублей).

Одновременно с утверждением новой Программы планируется признать утратившими силу:

  • государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»;
  • федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Согласование и утверждение Программы не было осуществлено в установленные сроки в связи с реорганизацией Министерства образования и науки Российской Федерации и созданием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. По имеющейся у нас информации, принятие Программы ожидается в ближайшее время.

* * * * *

29 марта 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 утверждена государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Учитывая значимость данного документа для деятельности Технологической платформы, а также по просьбе организаций - участников и экспертов Платформы размещаем текст Программы на сайте ТП.

ПРОГРАММА (НТР)

 

Особое внимание просим обратить на Подпрограмму 4 «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений» и, прежде всего, на входящий в ее состав Федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации».

* * * * *

Создание советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации предусмотрено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. В соответствии со Стратегией, приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук (Стратегия, п. 20).

В соответствии со Стратегий, основной задачей создаваемых советов является выявление, отбор и формирование наиболее перспективных проектов и программ. Советы также должны осуществлять экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны (п. 46).

В соответствии с проектом федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», в функции советов входит экспертно-аналитическое сопровождение и оценка целесообразности реализации предложенных инициаторами общественного квалифицированного заказа научных, научно-технических и инновационных проектов, в том числе комплексных научно-технических проектов полного цикла, в случае, если координаторами общественного заказа являются федеральные органы государственной власти, государственные корпорации, фонды и другие институты развития.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. № 16 было утверждено «Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации». В соответствии со Стратегий и утвержденным Положением, в настоящее время определены руководители и практически сформированы составы советов по указанным выше 7 приоритетным направлениям (приоритетам). Количественный состав советов ограничен числом не более 25 членов, включая председателя совета и его заместителя.

Согласно имеющейся информации, в т.ч. представленной на заседании Координационного совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшемся 12 февраля 2018 г., значительную часть руководителей и членов советов составили руководители и представители ведущих институтов Российской академии наук и высших учебных заведений, а также представители федеральных органов исполнительной власти.

К сожалению, на наш взгляд, в Советах недостаточно представлена промышленность (бизнес), а также промышленные и отраслевые бизнес-ассоциации, включая технологические платформы, которые могли бы существенным образом повысить эффективность планирования направлений перспективных исследований и разработок; сконцентрировать их более на потребности рынка, современный уровень развития технологий. Участие в Советах представителей технологических платформ могло бы обеспечивать необходимый баланс интересов науки и промышленности, включая интересы частного бизнеса, в формировании и реализации комплексных научно-технических программ и проектов, с целью практического использования результатов перспективных исследований и разработок, создания технологий, продуктов и услуг и их вывода на рынок.

О разработке и реализации комплексных научно-технических программ и проектов

19 февраля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 162 утверждены Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

Формирование и утверждение комплексных научно-технических программ и проектов, включающих в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок, предусмотрено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642.

Правила (КНТП)

 

Учитывая значимость данного документа, в т.ч. для деятельности Технологической платформы, размещаем его на сайте ТП. Также публикуем комментарий к данному документу Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, размещенный на сайте Правительства Российской Федерации.

Комментарии (Т.А. Голикова)

 

Благодарим эксперта Технологической платформы – Заместителя Генерального директора ЗАО «НИИ экономики» Н.Б. Костерева за оказанную информационную поддержку.

Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением ознакомиться с данным документом и выразить свое мнение о возможности формирования и реализации комплексных научно-технических программ и проектов, соответствующих направлениям и сфере деятельности Платформы.

Основные проблемные вопросы, сформулированные экспертами Технологической платформы на текущий момент:

  • Учитывая положения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в соответствии с которой комплексные научно-технических программы и проекты должны включать в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок, ключевым риском и неопределенностью при формировании данных проектов и программ является наличие научно-технического задела, имеющегося на текущий момент. В случае отсутствия разработок, находящихся на высокой стадии технологической готовности, существуют большие риски недоведения проекта до стадии вывода новой или усовершенствованной продукции на рынок; и, наоборот, если начальная стадия исследований и разработок уже пройдена, то отсутствует необходимость включения в программу (проект) научных исследований для создания научно-технического задела. Во втором случае, серьезным риском также является начало проекта (программы), основанного на устаревших конструктивно-технологических решениях, что может привести к невозможности вывода на рынок конкурентоспособной продукции.
  • Как следует из текста документа, решение по отбору заявок на разработку комплексной программы и комплексного проекта, принимает Совет по приоритетному направлению совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с привлечением базовой организации. Учитывая отсутствие прозрачности в деятельности Советов по приоритетным направлениям и соответствующих базовых организаций, существует риски принятия субъективных решений по разработке комплексных программ и проектов.
  • Учитывая отсутствие на текущий момент утвержденной государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», не ясен механизм реализации разработанных и утвержденных комплексных программ и проектов.

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» заинтересована в формировании и реализации комплексных научно-технических программ и проектов. Поэтому мы готовы рассматривать предложения организаций - членов Ассоциации по разработке данных программ (проектов) и оказывать необходимую консультационную поддержку.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

* * * * *

17 июля 2019 г. в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации состоялось совещание по вопросу интеграции российских технологических платформ в систему формирования и реализации комплексных научно-технических программ.

В рамках совещания состоялись выступления заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.М. Медведева, директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрина, директора Департамента научно-технических программ Минобрнауки России Е.В. Степановой, а также представителей российских технологических платформ с вопросами, предложениями и комментариями по рассматриваемому вопросу.

Для справки. Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. № 162, размещены выше в данном разделе.

По итогам совещания от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации были получены ссылки на ведомственные приказы Минобрнауки России, регламентирующие вопросы формирования и реализации комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов:

Требования к подготовке комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла и комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла (утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 39н);

Требования к подготовке итогового отчета о комплексной научно-технической программе полного инновационного цикла, комплексном научно-техническом проекте полного инновационного цикла (утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 33н);

Форма заявки на разработку комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла, комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла (утверждена приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 37н);

Порядок формирования советом по приоритетному направлению научно-технологического развития российской федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными организациями предложений о разработке комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла (утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 38н).

Также, по просьбе организаций - участников Технологической платформы размещаем на сайте ТП «Требования к подготовке комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла и комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла», утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 39н.

ТРЕБОВАНИЯ (КНТП)

 

Предложения ТП «АМиАТ» по участию в разработке и реализации комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в сфере деятельности Платформы, в том числе в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377; а также в создании и последующем функционировании научно-образовательных центров мирового уровня, предусмотренных Национальным проектом «Наука» были направлены в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации письмом от 15 июля 2019 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (АМиАТ)

 

Учитывая важность участия в разработке и реализации комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в настоящее время в соответствии с обращением Минобрнауки России и по инициативе организаций - участников и экспертов Технологической платформы начата работа по формированию заявок на разработку комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов в сфере деятельности Платформы.

Соответствующие предложения просим направлять по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

* * * * *

20 сентября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совещании экспертной группы Совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» по теме «Комплексное прогнозирование и моделирование», состоявшемся в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

Основной целью экспертной группы Совета по приоритету научно-технологического развития Российской Федерации «Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики» является формирование комплексной научно-технологической программы полного инновационного цикла «Платформенные решения для комплексного освоения территорий». Одним из субъектов Российской Федерации, заинтересованных в формировании и последующей реализации данной комплексной научно-технологической программы в качестве пилотного регионов, выступает Правительство Республики Саха (Якутия).

Согласно выступлению эксперта Совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации», представителя Московского авиационного института В.Г. Владимировой, в качестве ответственного исполнителя данной программы планируется Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России), которое должно предоставить примерно одну третью часть от общего объема финансирования программы.

В ноябре 2019 г. планируется проведение заседания Совета по приоритету, на котором может быть принято решение об одобрении программы, а в 2020 году – вынесение соответствующего решения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Государственное финансирование программы может начаться с 2021 года.

Данное заседание стало первым по счету и было посвящено вопросам моделирования и прогнозирования развития удаленных территорий.

С вступительным словом выступил Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации – Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Федотов. По удаленной видеоконференц-связи в совещании приняли участие представители министерств и предприятий Республики Саха (Якутия).

С докладами на совещании выступили следующие участники:

  • Наумов А.В. – заведующий учебной лаборатории кафедры 804 Московского авиационного института, профессор. Тема доклада – «Разработка программно-алгоритмического комплекса прогнозирования социально-экономического развития пилотного региона»;
  • Стрелец Д.Ю. – Московский авиационный институт, начальник НИО. Тема доклада – «Разработка методологии и технологии объективного контроля воздействия антропогенных факторов на окружающую среду (атмосферный воздух и водные объекты);
  • Притворов А.П. – директор издательства «ФЕОРИЯ». Тема доклада – «Необходимость создания информационно-аналитической, сетевой платформы коммуникации в Арктике (на основе опыта разработки Атласа «Российская Арктика: пространство, время, ресурсы»;
  • Задорин И.В. – руководитель группы компаний «Циркон», социолог. Тема доклада – «Социальная компонента общего потенциала развития территории. Основные измеряемые показатели».

Принявший участие в совещании Председатель Правления ТП «АМиАТ» выступил с предложением о необходимости проведения работ по моделированию и прогнозированию развития и обеспечения связности территорий до начала формирования планов научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ – для того, чтобы с помощью разработанных инструментов можно было максимально корректно сформировать требования к результатам будущим работ и иметь возможность оценивать их влияние на состояние и перспективы развития соответствующих территорий.

Ассоциация ТП «АМиАТ» заинтересована в сотрудничестве с Советом по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации». Потому мы обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением выразить свое мнение о подходах к планированию и реализации комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

* * * * *

4 октября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании экспертной группы Совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» по вопросу формированию комплексной научно-технологической программы полного инновационного цикла «Платформенные решения для комплексного освоения территорий», состоявшемся в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

Данное мероприятие было вторым по счету заседанием совместной с Республикой Саха (Якутия) экспертной группы по формированию предложения о разработке Комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Платформенные решения для комплексного освоения территорий» (о предыдущем заседании – см. выше в данном разделе) и было посвящено рассмотрению предложений по созданию (развитию) транспортных средств для применения на территории Республики и в других труднодоступных регионах (так называемый «Умный транспортно-логистический модуль», УТЛМ).

Также, как и предыдущее, данное заседание было организовано в виде телемоста с г. Якутском, в котором, вместе с приглашенными специалистами, приняли участие как сотрудники Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, так и сотрудники органов исполнительной власти и заинтересованных организаций Республики Саха (Якутия).

В соответствии с материалами, представленными организаторами, задачами заседания были определены:

  1. оценить концепцию создания Умного транспортно-логистического модуля (УТЛМ) с точки зрения актуальности (востребованности), обоснованности, реализуемости, внести в концепцию необходимые коррективы и уточнения;
  2. согласовать подходы и количественные значения для формирования технико-экономического обоснования и технического задания для разработки УТЛМ и транспортных средств в его составе;
  3. согласовать подходы к определению территории и партнеров для создания опытного образца УТЛМ;
  4. согласовать подходы к созданию регионального оператора УТЛМ;
  5. согласовать требования к тактико-техническим характеристикам транспортных средств и объектов инфраструктуры в составе опытного образца УТЛМ с потенциальными эксплуатантами - индустриальными партнерами проекта в Республике Саха (Якутия);

С вступительным словом выступил Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации – Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Федотов.

На заседании были представлены следующие доклады и сообщения:

  • «Концепция проекта «Умный транспортно-логистический модуль - средство обеспечения связанности территории Республики Саха (Якутия)»: цели, задачи, ожидаемые результаты» представила» (докладчик – Владимирова В.Г., эксперт Совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации»);
  • «О подходах к формированию технико-экономического обоснования и технического задания на разработку УТЛМ для Республики Саха (Якутия; докладчик – Кряжев А.Н., член Совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации, начальник Отдела развития транспортно-логистических систем ФКУ Минтранса России «Ространсмодернизация»);
  • «О создании распределенной системы регионального транспортно-логистического управления - программно-аппаратного комплекса для обеспечения деятельности УТЛМ в составе региональной транспортной системы. Об организации проектирования и производства амфибийных наземных транспортных средств и инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания в составе УТЛМ» (докладчик – Кошурина А.А., директор НОЦ «Транспорт» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева);
  • «Об организации проектирования и производства воздушных судов местных воздушных линий и инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания» (докладчик – Серебряков А.С., заместитель главного конструктора ОСКБЭС Московского авиационного института);
  • «Об организации проектирования и производства аэростатических летательных аппаратов и инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания» (основной докладчик – Кириллин А.Н., генеральный директор, главный конструктор научно-производственной фирмы «Аэростатика»; содокладчик – Гомберг А.А., научный сотрудник кафедры 105 НИЦ «Аэротехника» Московского авиационного института);
  • «Совершенствование требований Технического регламента Таможенного Союза («О безопасности колесных транспортных средств (ТР БКТС)» 018/2011) - необходимость для социально-экономического развития поселений Арктики и территорий экстремально холодного климата» (докладчик – Марянин А.Н., заместитель председателя по инновационному развитию Комитета по транспорту, дорожной инфраструктуры и логистике ТПП РС(Я));
  • «О мерах по развитию высокоскоростного амфибийного транспорта и малой авиации: поручения органов государственной власти, концепция и дорожная карта» (докладчик – Коробкин А.В., руководитель научно-образовательного центра по высокоскоростному амфибийному транспорту, малой авиации и другим видам транспорта на новых принципах движения).

С сообщением по теме заседания также выступил директор проектного комплекса «Ситуационное моделирование и интегрированные системы АК» ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» Н.Б. Топоров.

В обсуждении докладов приняли участие участники заседания и представители органов исполнительной власти и организаций Республики Саха (Якутия).

* * * * *

5 декабря 2019 г. Состоялась рабочая встреча - совещание представителей Технологической платформы с заместителем начальника управления инноваций, стратегии и коммуникаций Московского авиационного института В.Г. Владимировой. Со стороны Технологической платформы в совещании приняли участия Председатель Правления А.А. Ким и член Правления, Советник Генерального директора АО «ДКБА» С.В. Павлов.

На совещании были рассмотрены вопросы деятельности ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», возможности взаимодействия Технологической платформы с базовой организацией Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики», проблемы формирования комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

По результатам совещания были достигнуты договоренности об участии Технологической платформы в формировании комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла, а также проведении совместных мероприятий в данном направлении.

Дальнейшие шаги по формированию и инициированию комплексной научно-технологической программы (проекта) полного инновационного цикла «Платформенные решения для комплексного освоения территорий» и других комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642, а также государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377, в значительной степени будут зависеть от эффективности и практической реализуемости механизмов формирования и согласования данных программ и проектов, прежде всего, Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2019 г. № 162, а также позиции нового руководства Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.